В галерее “Пространства КХ” 19 октября открылась выставка арт-проекта “Имена” в поддержку одноименного журнала. Natatnik попросил кураторов выставки, художника и руководителя платформы рассказать о концепции и впечатлениях от получившихся работ.

“Имена” – это онлайн-платформа со встроенным сервисом для реализации общественно значимых проектов. Это первая в Беларуси медиаплощадка, на 100% финансируемая читателями и направленная на помощь общественным проектам, которые реально решают социальные проблемы.

К первой годовщине платформы 10 художников создали инсталляции, посвящённые острым социальным проблемам. Выставка была представлена в Минске и Витебске, а теперь переместилась в Брест.

Антонина Стебур и Анна Карпенко, кураторы арт-проекта «Имена»

Анна Карпенко, Имена

Антонина: Идея сделать выставку родилась к годовщине журнала “Имена”. Сразу было понятно, что, так как формат журнала нетривиальный, и выставка должна быть особенной. Поэтому мы с Анной придумали, что 10 современных молодых художников будут работать с 10 героями “Имён”. Художники сами выбирали героев, которые им интересны. И не просто создавали работы, а взаимодействовали с героями, навещали их, проживали с ними какой-то отрезок жизни. Это был выход из зоны комфорта для художников. По итогу совместного общения они создавали свои работы.

Выставка открылась в Минске в культурном центре “Корпус”. Потом мы были в Витебске. В Бресте мы открылись в маленьком формате. Галерея “Пространства КХ” небольшая, поэтому, естественно, привезти все 10 инсталляций было невозможно. Мы придумали другой формат – формат документации. Тут представлены все 10 художников, инсталляции присутствуют полностью или частично.

Имена, Брест
Имена, Брест
Имена, Брест
Имена, Брест
Имена, Брест
Имена, Брест
Имена, Брест
Имена, Брест
Имена, Брест
Имена, Брест

Например, инсталляция Сергея Гудилина присутствует полностью. Кирилл Дёмчев делал инсталляцию-перфоманс, когда на протяжении 135 часов лежал в кровати – у него была тема прикованных к кровати людей. Понятно, что это не спектакль, а перфоманс, его невозможно повторить. Мы привезли документацию. Тут есть его вещи. Можно надеть наушники и послушать, как каждый вечер мы брали у него интервью о том, как менялись его впечатления, ощущения, как менялся он сам.

Кирилл Дёмчев, Имена

Звук, который вы слышите на выставке – это часть инсталляции Оли Сосновской. Она работала с темой слабослышащих. У них есть специальные дискотеки. Дело в том, что звук можно не только слышать, но и ощущать телесно. Слабослышащие люди часто подходят к колонкам и через вибрацию от колонок или пола воспринимают музыку. Оля записала песни, которые играют на этих дискотеках, и опустила все звуки ниже 100 ГГц – звуки ниже этого уровня можно ощущать телесно.

Максим Ясинский занимался темой аутизма. Людей с аутизмом учат общаться с помощью PESC-карточек. Например, если они хотят расчёску, они протягивают карточку с изображением расчески и получают её. Так они включаются в коммуникацию. Максим предложил людям запостить в инстаграме с хештегом #поймиаутизм какую-либо вещь, которая очень важна для человека или является частью ежедневного ритуала. У всех людей есть вещи, которые, возможно, не имеют материальной ценности, но они важны и потеря их равна катастрофе. Так и у людей с аутизмом – для них изменение привычного порядка вещей очень травматично. Мы собрали все фотографии и истории, которые выкладывали люди. Оказалось, что между нами и людьми с аутизмом есть точки соприкосновения.

Имена

Анна: Наш проект – один из немногих арт-проектов в Беларуси, где соблюдено гендерное равенство. Здесь много работ художниц. Это важно, это всегда немного другой взгляд на проблему.

Антонина: Для художников работа над проектом была вызовом. Большинство из нас не имеет опыта общения с людьми с особенностями. Мы не понимаем, как себя вести, например, с человеком на коляске. Для многих эта выставка – возможность понять друг друга.

Антонина, Имена в Бресте

Анна: Как правило, герои публикаций “Имён” шли на контакт. Но у нас есть одна история художницы Маши Святогор. Это единственный случай, когда художнику не удалось пообщаться с героем напрямую. Это был Саша Зимнох, сирота. Она несколько раз пыталась с ним связаться, но он просто не открыл дверь. Мы понимаем, что мы не в праве настаивать. В итоге она общалась с Артёмом Головием. Маша показала на контрасте историю Артёма, тоже сироты, которому удалось развернуть проблему в позитивное русло, и Саши, который, к сожалению, закрылся.

Сергей Гудилин, фотограф

Сергей Гудилин, Имена

Сергей Гудилин – единственный автор работ, который приехал на вернисаж в Бресте. Он представил инсталляцию “Как прекрасны они…”. Герой – 25-летний Павел Ращинский, художник с ДЦП, который научился набирать тексты и рисовать ногами. На выставке можно увидеть рисунки Павла и фотографии Сергея.

Сергей: Моя ситуация немного не такая, как у других художников. У меня просто была история, которую я долго фотографировал. Мы общаемся с редакцией, в процессе подготовки выставки я предложил включить своего героя.

У нас с героем сложились доверительные отношения, причём за несколько лет. Это не та ситуация, когда журналист приходит на полдня. У меня длинная история. Сложность была в том, что герой не двигается, а нужно было какое-то разнообразие ракурсов. В итоге с помощью видео, инсталляции у нас получился рассказ.

Проект Гудилина, Имена
Проект Гудилина, Имена
Проект Гудилина, Имена

– Как вас изменил проект «Имена»?

– “Имена” – это открытие новых сфер общества, где ты можешь быть полезным, где ты можешь помочь своими действиями, финансами, волонтёрской активностью. Это очень важная для общества инициатива.

Екатерина Синюк, руководитель платформы «Имена»

Екатерина Синюк, журнал Имена

Для каждого журналиста, который писал реальные истории о жизни беларусов о тех проблемах, с которыми они сталкиваются, выставка была двойным переосмыслением того, что они написали. Благодаря выставке они увидели, как это воспринимают читатели. В результате мы получили законченную мысль о том, что это за проблемы, сколько этих проблем и как их можно решить. “Имена” – символ того, что эти проблемы решать нужно и можно благодаря возможностям, которые даёт платформа.

Мы увидели работы в момент открытия выставки. Я пропускала через себя все истории, некоторые писала, поэтому для меня всё было открытием. Для каждого журналиста, который вёл отдельную историю, это было большим переживанием. Они поняли, как их истории видят другие люди, и это было вдвойне удивительно и эмоционально. Мне кажется, это та эмоция, которая побуждает людей действовать, чтобы решить проблему. На это нацелен проект “Имена” – чтобы какой бы не была проблема, её можно было бы решить.

– Проекту полтора года. Когда вы его запускали, какие у вас были ожидания?

Я ничего не ожидала. Это был эксперимент. Я могла только делать то, что считаю нужным, рассказывать о проблемах. А что будет происходить дальше, я не знала. У нас были партнёры, которые помогали сервисом, и поначалу мы работали как два отдельных субъекта. Мы пишем, они предоставляют сервис. Потом мы поняли, что это единая платформа, где собираются и те, кому нужна помощь, и те, кто хочет помочь, и те, у кого есть потребность в конструктивных изменениях в обществе, в жизни, в своем городе. Для меня это было открытием.

Имена в Бресте Имена в Бресте

Выставка будет работать до 19 ноября в галерее «Пространства КХ» (ул. Халтурина, 2/1). Режим работы галереи: четверг, пятница 16.00 – 19.00; суббота, воскресенье 15.00 – 19.00.

Фото: Вадим Якубёнок

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

 
 

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о