Natatnik смотрит одну из серий популярного сериала с профессионалом в своей сфере. Продолжаем рубрику просмотром первой серии первого сезона сериала «Теория большого взрыва». В качестве экспертов выступают сотрудники физико-математического факультета Брестского государственного университета имени А.С. Пушкина Петр Кац, Анжела Мойсюк и Вячеслав Маргун.

Анжела закончила физико-математический факультет и более 30 лет проработала преподавателем физики. Вячеслав окончил тот же факультет с красным дипломом и просто любит сериал «Теория большого взрыва». Пётр — доцент кафедры общей и теоретической физики, кандидат физико-математических наук.

02:00 Шелдон предполагает, что гипотетический ребёнок может не знать, нужен ли интеграл или производная для нахождения площади криволинейной трапеции.

Теория большого взрыва

Анжела: – Интеграл нужен. Именно так и находят площадь криволинейной трапеции. Собственно, само интегральное исчисление возникло от необходимости решать такие задачи.

Анжела

Пётр: – Если говорить не научным языком, то шутка состоит в том, что интеграл и производная являются противоположными действиями. Для вычисления площади криволинейной трапеции используется интеграл. Для Шелдона в данном случае является чем-то противоестественным незнание таких вещей.

02:40 Шелдон сообщает Леонарду, что если высота одной ступеньки больше хотя бы на пару миллиметров, то большинство людей упадёт.

Теория большого взрыва

Анжела: – Тут скорее что-то рефлекторное, но мне понятное. Человек настраивается на определённый шаг ступени и зная, что ступени должны быть одинаковыми может упасть. Иногда бывает, если ты вдруг шагаешь на «лишнюю» (не существующую) ступень, чувствуешь дискомфорт и даже можешь реально споткнуться.

06:44 Пенни интересуется досками с формулами Шелдона и Леонарда.

Теория большого взрыва Теория большого взрыва

Слава: – Формулы на досках настоящие. На одной нарисован распад t-кварка на b-кварк и w-бозон и записана вероятность распада, которая вычисляется суммированием рядов теории возмущений. Вообще, по ходу просмотра, у меня сложилось впечатление, что у сериала был хороший научный консультант.

Физик

11:45 Леонард рассказывает Пенни о парадоксах на примере света.

Теория большого взрыва

Анжела: – Корпускулярно-волновой дуализм появился задолго до Эйнштейна. Ньютон и Декарт придерживались корпускулярной теории (представлений, что свет-частица). Однако, Гюйгенс с помощью данной теории не смог объяснить некоторые наблюдения. Юнг и Френель уже опытно доказали, что некоторые явления хорошо описываются волновой теорией (свет рассматривался, как волна). Временно пальма первенства перешла к тем, кто придерживался волновой теории природы света. Эйнштейн, изучая внешний фотоэффект, лишь показал, что свет проявляет свойства, как волны (это уже было опытно доказано), так и частицы (внешний фотоэффект, который изучал Эйнштейн). Нобелевская премия формально была вручена ему именно за фотоэффект, а не за теорию относительности (улыбается). После опытов Герца и теории Эйнштейна, учёным пришлось смириться, что свет проявляет и те, и другие свойства, в смысле и частиц и волн.

18:00 Леонард говорит Шелдону, что нашёл следы теории рядов в состоянии после Большого взрыва.

Теория большого взрыва

Анжела: – Думаю, что тут просто тонкий юмор… возможно слишком тонкий (улыбается).

Слава: – Да, это несомненно юмор (улыбается). Однако, у авторов перевода сериала, видимо был менее компетентный консультант или переводчик. Если смотреть сериал на языке оригинала, то там речь идёт не о теории рядов, а о теории струн. Следы которых отыскать невероятно сложно, как выполнить миссию друзей в сериале (улыбается). Так что – это здесь закралась ошибка перевода.

От экспертов.

Может ли физика быть настолько интересна, как увлечённо о ней говорят и спорят герои сериала? Что ещё можно посмотреть про физику?

Анжела: – Да, несомненно. В интернете сейчас есть много снятых в Европе и США документальных сериалов и программ. В них привлекается внимание молодёжи к физике, как очень увлекательной дисциплине. Из большого количества научно-популярных сериалов могу выделить «Сквозь червоточину с Морганом Фрименом». Предпочитаю именно такие сериалы.

Слава: – Увлечённость и интерес к физике, зависимости от IQ спорящих (улыбается). В дополнение к сказанному Анжелой, можно упомянуть сериал про Эйнштейна «Страсти по частицам». Впечатления от сериала гораздо ярче, если смотреть их на языке оригинала.

Пётр: – Могу порекомендовать фильм «Девять дней одного года» и «Расписание на послезавтра».

Есть ли в Беларуси научная физика, разработки, институты, гранты и т.п.?

Слава: – Есть, конечно. Это и Институт физики при Национальной академии наук Беларуси, и научные школы при Беларуском государственном университете.

Анжела: – Но у нас плохо развита та самая популяризация фундаментальной физики. В прессе крайне мало информации о научных разработках. Насчёт открытий… открытий нет, но вот создали лазер нового поколения в Институте физики. Там же проводят исследования наноструктур, магнитных полупроводников.

В первом выпуске мы смотрели сериал «Кухня» с профессиональным поваром.

Подписаться
Уведомление о
guest
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments