Ходить в гости можно по праздникам или по случаю покупки нового дивана. Можно ходить в гости, когда скучно или нужно затестить на ком-то новый пирог. А можно пойти в гости, чтобы посмотреть, кто как живёт. Вы замечали, что пространство, в котором живёт человек, постепенно рисует его портрет? Значит, знакомство с домом – это и есть знакомство с человеком.
Сегодня Natatnik в гостях у семьи Тромза, которая, продолжая традиции наших предков, занимается изготовлением керамики по старинной технологии. Процесс создания этих изделий завораживает и помогает нащупать связь человека с четырьмя стихиями: землёй, водой, воздухом и огнём. А от чёрного цвета веет загадкой и непостижимой тайной. Тамара рассказывает нам о любимом деле и о работе семейной мастерской.
С керамикой я познакомилась в 22 года, когда поступила в университет культуры и искусств в Минске. Благодаря нашему Учителю и художнику Тамаре Ивановне Васюк я настолько увлеклась керамикой, что стала вдохновлять всех вокруг и в первую очередь своего мужа — Виктора.
С Витей мы познакомились, когда нам было по 15 лет. Мы долго дружили и только спустя 7 лет поженились. Он очень помогал мне по учёбе, делал вручную многие необходимые инструменты и даже собрал из запчастей старого комбайна гончарный круг! И вскоре создал свое первое изделие на том самом гончарном круге. Это было радостное для нас событие! Так началась история нашей семейной мастерской керамики «ЛяПи».
Мы долгое время изучали традиционную беларускую керамику: ездили в экспедиции по деревням, общались с мастерами, изучали специальную литературу. В беларуской керамике нет никаких вычурностей, ярких цветов, она сдержана по форме, абсолютно удобная и эргономичная. Эти формы шлифовались веками, поэтому мы берем их за основу и с ними работаем.
Мы развиваем два направления в нашей мастерской: традиционная керамика: гляки, кружки, миски и кувшины и авторская керамика: предметы интерьера, украшения, посуда. Традиционная чёрно-дымлённая керамика — это изделия из глины, обожжённые по специальной технологии в дровяной печи без доступа кислорода. Авторская керамика даёт пространство для эксперимента.
Главные инструменты керамиста — это руки, глина и печь. Глину можно накопать самому либо купить готовую. Копать мы едем в д. Городная (Столинский район), из этой глины мы делаем турки, потому что она вообще не боится перепадов температуры. Но процесс заготовки сырой глины довольно долгий и трудоёмкий, поэтому проще её купить. Готовая глина продаётся на заводе в Мире (Кареличский район), многие беларуские гончары закупают там сырьё.
Изделия проходят три основные стадии: создание формы из сырой глины, затем сушка и лощение, и самый важный этап — обжиг, он превращает глину в керамику. Сначала мы лепим или вытачиваем на гончарном круге предмет. Затем специальным камнем полируем его и выписываем на поверхности узоры.
Кувшины, горшки, чашки в процессе сушки (длится несколько дней) имеют обычный цвет глины. Чёрными они становятся уже после обжига (длится 20 часов). Печь необходимо предварительно разогреть, контролируя температуру и постепенно подкидывая дрова. Когда температура приближается к 1000 градусам, все отверстия в печи закрываются, все щели плотно замазываются смесью глины и песка, чтобы избежать доступа кислорода в камеру печи. Происходит процесс восстановления, поэтому такая керамика называется задымленной. Хорошо обожжённые изделия в результате имеют чёрный (чуть серебристый) цвет и водонепроницаемость, они прочные и звонкие. Эти изделия могут служить тысячелетиями.
Процент брака у гончара зависит от терпения. Если не досушил изделие, то оно, скорее всего, после обжига не выживет. Также внутри не должно быть камушков или воздуха – они могут разорвать изделие. И толщина стенки должна быть равномерная. Если всё-таки случаются бракованные вещи, они служат украшением нашего забора.
На каждом изделии мы ставим свое клеймо: две буквы Т в солнышке (Тромза и Тромза) — графическое изображение нашего дуэта. Солярная символика это очень распространенный мотив, который можно увидеть на донышках гончарных изделий. В декоре нашей керамики часто присутствует космическая тема: фазы луны, солярные знаки, рисунки и орнамент. Очень важно делать то, что нравится, не нужно ориентироваться только на покупателя, рискуешь перегореть профессионально.
Ремесленник сам выполняет весь процесс от А до Я: он и копатель глины, и мастер-гончар, и грузчик, и бухгалтер, и продавец. Глазурь, например, мы закупаем в Варшаве. Там есть большой двухэтажный керамический рай, где можно купить всё! Глину и дрова берём в Беларуси. К 1000-летию города мы уже начинаем готовить изделия с его символикой. Людям нужна альтернатива китайским магнитикам и фабричным изделиям. Свою продукцию мы также отдаём на реализацию в сувенирные магазины Бреста (Скарбніца) и Гродно (Цудоўня и Лёля). Но, конечно, всегда интересно и полезно получать обратную связь, общаясь с людьми напрямую.
В Бресте с товаром нас можно найти по выходным на ул. Гоголя (недалеко от памятника 1000-летия). Там разрешено стоять бесплатно, но это практически безрезультатно. В нашем городе все туристы обязательно посещают Брестскую крепость. Нам бы тоже хотелось реализовывать свои изделия там или хотя бы на пешеходной улице Советской. Но нам предлагают участвовать в аукционе на общих условиях с индивидуальными предпринимателями по неподъёмным ценам! Разница в том, что мы не перепродаём готовую продукцию, мы всё делаем сами.
Налог для ремесленников минимальный — и это единственная помощь от государства. Мы ожидаем хотя бы льготных условий в уличной торговле для ремесленников, которые популяризуют традиционную культуру Беларуси.
Цена на готовые изделия зависит от двух факторов: во-первых, это себестоимость материала. А во-вторых — это сколько потрачено времени и нашего труда. Из того, что мы делаем минимальная цена — 3 рубля, столько у нас стоит свистулька.
Мы заметили, что наш покупатель – это человек, который делает свой выбор осознанно и может позволить себе ремесленные товары. Надо понимать, что это не фабричное изделие и каждое из них по-своему уникально. У каждого керамиста своё видение и свой подход к керамике. Глина – это природный материал и важно не упустить его суть…
Я всегда зарисовываю эскизы. Потом из них может что-то получиться. Творить для души лучше всего получается на пленэре, потому что здесь атмосфера располагает. Когда в голову пришла идея, в первую очередь делаешь графический эскиз на бумаге. Потом делаешь эскиз из глины в миниатюре. И только после этого приступаешь к заготовке материала и работе. Керамика не терпит спешки. Процесс работы с глиной – это медитация.
На момент встречи с Тамарой и Виктором их основным местом работы была домашняя мастерская, но сейчас они активно готовятся к переезду в новый дом керамиста — недалеко от Брестской крепости. Здесь будут проводиться мастер-классы для детей и взрослых в непринужденной творческой атмосфере. Следить за новостями можно в группе VK «ЛяПи».