Natatnik побывал в Чернинской средней школе Брестского района, которая в 2016 году одной из первых ввела электронные дневники и журналы, и расспросил родителей и учителей о том, насколько это удобно.
Агрогородок «Черни» находится вблизи города. Перед администрацией Чернинской школы стоит высокая задача: быть не хуже городских школ, а, может, и стать первой сельской гимназией. Сегодня в школе обучается 550 человек в 2 смены при полной загруженности 390 человек, загруженность с утра до вечера. Для облегчения работы администрация разработала программу электронного расписания занятий в классах.
Сегодня в школе есть 3 кабинета с интерактивными досками (классы химии, физики, информатики). Директор школы Елена Антоновна Постоялко рассказывает, что покупать мультимедийные проекторы и интерактивные доски (стоимость одной 2000 бел. руб.) – это дорого. В школе есть 5 кабинетов с жидкокристаллическими телевизорами, которые подключены к компьютеру. Это дешевле и удобно.
Администрация решила, что в каждом классе необходим компьютер для работы. В 2015 году отдел образования провел в школе высокоскоростную сеть и установил сервер. Сегодня в каждом классе есть Wi-Fi, но Интернет доступен только учителям и администрации (индивидуальный логин и пароль). Сама директор общается со всеми учителями через Skype. Говорит, что это удобно, так как заместитель, библиотекарь, секретарь и другие учителя находятся в разных частях школы.
Мы заглянули на урок биологии в 7«Б» класс, где учительница Наталья Васильевна использует электронный журнал и интерактивную доску.
6 учителей школы проходили специальные курсы по работе с интерактивными досками. Наталья Васильевна показывает нам, что в электронном журнале, который расположен на республиканском сервисе Schools.by, после выставления оценок за четверть программа автоматически высчитывает средний балл по каждому ученику, который родители также могут увидеть.
Плюс электронного журнала – можно исправить оценку, пока не перенёс её в бумажный журнал. Все пропуски учеников проставлены в журнале. Родители могут увидеть, какие предметы пропускает их ребёнок.
В чернинской школе каждый учитель на уроках работает с электронным журналом, а потом в свободное время переносит оценки в бумажный журнал.
Вам удобнее работать с электронным или бумажным журналом?
«Конечно, с электронным. Раньше я выписывала оценки учеников на листик каждому родителю. Теперь всё можно посмотреть в общей «электронной» системе. Сейчас меньше родителей приходят выяснять, почему именно такие оценки у их детей. Я стараюсь писать комментарии к «плохим» отметкам ученика. В праздники родители присылают поздравления в «электронной» системе».
Елена Антоновна рассказывает, что совсем отказаться от бумажного варианта дневников и журналов можно. Это не проблема. Но система должна работать чётко и без сбоев. «Не у всех есть компьютеры и Интернет, например, у верующих семей. Уже они не попадут в «электронную» систему. Министр образования сказал, если система электронных дневников отлажена в школе, пишите бумагу в Министерство образования об отказе от бумажных вариантов. Проблем нет. С журналами сложнее. Журнал – основной документ и должен храниться в архиве 75 лет.
Я отслеживаю, чтобы каждый учитель заполнял электронный журнал и дневник. Говорю это на каждом педагогическом совете. На сегодняшний день я не плачу им дополнительную премию за эту работу. Но мы приняли решение работать в этой системе, значит стараться должны все».
«Электронная» система предусматривает sms-оповещение родителей о пропусках и оценках их детей. По словам директора, в школе не пользуются таким оповещением. Агрогородок небольшой, все на виду. Родителям достаточно видеть оценки в электронных дневниках. Система работает в школе с 5 по 11 классы. У 70% учителей школы есть сертификат пользователя информационными технологиями. Это документ, который позволяет учителю работать на уроках с компьютерами и другими техническими средствами.
«Дети могут не дать бумажный дневник, а в электронном есть всё»
Мацевич Елена Сергеевна, мама 12-летнего мальчика Владислава, ученика 6 «Б» класса Чернинской школы, восприняла новость о введении электронных дневников и журналов с энтузиазмом. «Дети могут не дать бумажный дневник, не записать домашнее задание, что-то недослышать на уроках, не показать плохую оценку, а в электронном дневнике есть практически всё. Можно посмотреть, что задано по предметам, какая тема занятий, информацию про каждого учителя школы. Это удобно».
Как проходил процесс внедрения электронных дневников в школе?
Переход на электронные дневники начался осенью 2016 года. На общешкольном родительском собрании штатный программист рассказал и показал нам, как работает система электронных дневников и журналов. Этой информации было достаточно, чтобы дома самостоятельно просматривать электронный дневник. Несложная система. Спустя время, каждому родителю (отдельно маме, отдельно папе) и ученику раздали индивидуальный пригласительный код для входа в электронный дневник на сервисе Schools.by. Такой код может получить любой родственник семьи. Данные учащегося уже внесены в систему. В нашей семье только я просматриваю электронный дневник сына. Владислав пока не интересуется своими оценками.
У электронного дневника есть «Базовый пакет» (бесплатный) и «Расширенный пакет» (платный – 13 руб. 90 коп. за 1 четверть). В первом случае у родителя есть доступ к расписанию занятий, оценкам ребёнка, домашнему заданию, также можно установить фотографию и внести личную информацию. Можно посмотреть пропуски ученика и комментарии учителя к оценкам, но после того, как родитель поставит электронную подпись. Во втором случае к функциям базового пакета добавляются sms-оповещение о пропусках ребёнка, темы уроков, ссылки на материалы домашних заданий (видео, фото, тексты и другое) и четыре дополнительные вкладки: «Успеваемость», «Смотритель», «Аналитика» и «Кружки».
На сегодняшний день Елене Сергеевне достаточно информации базового пакета электронного дневника. Мама добавила фотографии, заполнила личную информацию. Говорит, что они единственные в классе сделали это.
Также электронный дневник предоставляет возможность родителям просматривать фотогалерею класса с каждого мероприятия школы (осенние ярмарки, спортивные соревнования и т. д.)
Заполняют ли учителя информацию о домашнем задании и оценки?
На мой взгляд, электронная система неудобна для учителей. Им приходится вносить информацию и в бумажный дневник, и в электронный. Не все учителя успевают вносить информацию о домашних заданиях в электронный дневник. Система пока работает не на полную мощь.
Для вас удобен электронный или бумажный дневник?
Мне удобнее, когда информация дублируется в электронном дневнике. Ребёнок часто бывает невнимательным, может забыть записать задания или не услышать правильно информацию. Мы живём в частном доме, нет возможности ходить по деревне и собирать информацию об уроках.
Natatnik вместе с Еленой Сергеевной посмотрел электронный дневник Владислава. Вкладка «Расписание» заполнена полностью, проставлены оценки, кое-где записано домашнее задание (беларуский язык и летарутура, английский язык). Можно написать сообщение любому учителю и администрации школы. Также на сервере можно посмотреть, кто последний раз заходил в систему.
Отменить бумажные дневники и журналы в республике получится, говорят в Министерстве образования, но явно не в этом году.
Инженер-программист школы Александр Постоялко говорит: «Электронный журнал можно распечатать, прошить и сдать в архив в конце года. С технической стороны, это легко реализовать, но нужна правовая база».
На сервисе электронных дневников и журналов Schools.by собраны все учреждения образования республики, которые приняли решение о подключении к системе «Электронный классный журнал – школьный дневник». Кроме электронных дневников и журналов, сервис предоставляет возможность создать сайт школы совершенно бесплатно. На сегодняшний день 3195 учреждений образования подключены к системе, в Брестской области 209 учреждений образования (Брестский район – 140, Брест – 122). В Министерстве образования уверяют, что сервис отлажено работает и предоставляет полную конфиденциальность информации учреждений образования.
Фото: Дмитрий Пылыпив
Цивилизация наступает! Ура! Можно только надеяться, что этот переходный период с заполнением двух дневников не затянется надолго. Не думаю, что учителя в восторге от увеличившейся нагрузки без оплаты.
Не в восторге, Марта. Многое зависит от директора. Если он сама заинтересован уменьшить нагрузку и организовать технически — тогда да, всё быстро. Например, на этом республиканском сайте Schools.by есть школы, которые ТОЛЬКО зарегистрировались. А дальше тишина.
Учителя привыкают быстрее всех!
Цивилизация — это, конечно, хорошо, но на детей остаётся всё меньше времени. Очень жаль.