Очень часто можно услышать, что в Беларуси некуда поехать и нечего посмотреть. Мы решили развеять этот миф и показать места, которые обязательно стоит посетить. А также рассказать о людях, которые добровольно занимаются реставрацией старых дворцов и усадеб. О красоте, мотивации и любви к памятникам архитектуры в нашем новом репортаже.
Дворец Радзивиллов в Полонечке. Немного истории
Деревня Полонечка, куда мы направляемся, располагается в 35 км от города Барановичи. Здесь нас прежде всего интересует бывший дворец Радзивиллов, построенный по проекту итальянского архитектора ещё во второй половине 18 века по приказу драматурга и композитора Матея Радзивилла. Именно при Матее Полонечка переживала расцвет. Но после окончательного раздела Речи Посполитой, местечко оказалось в составе Российской империи, и Матей решил оставить дворец и переехать в прусскую часть Польши, а здание передать в наследство своему сыну Константину. В начале 19 века Константин решает добавить дворцу современных ноток. Именно тогда на фасаде здания появляются колонны с гермами – головами древних философов. Кстати, это единственный дворец в Беларуси, в котором можно встретить такой элемент оформления. Это делает дворец в Полонечке уникальным и узнаваемым.
Историки утверждают, что в этот период во дворце находилось огромное количество произведений искусства, которые в 1869 году, после смерти Константина Радзивилла, вывез в свою польскую усадьбу в Загже его сын Матвей. Он унаследовал дворец в Полонечке, но для жизни выбрал Польшу. Позже дворец перешел в наследство внуку Константина – Альберту Станиславу, который въехал во дворец в конце 19 века и тоже взялся за модернизацию здания: пристроил парадную лестницу и разбил зимний сад в неоготическом стиле. Кроме того, при нём в здании появилось паровое отопление и электрическое освещение. Радзивиллы, как можно заметить, очень любили всё современное. В 1919 году Альберт эмигрировал в Америку, а во дворец въехал его племянник Владислав, который и стал последним из Радзивиллов в Полонечке. Он прожил здесь до Второй мировой войны.
Во время войны дворец горел, поэтому первоначальная планировка была, к сожалению, утрачена. Не сохранился вестибюль, парадный зал и лестница. Но после войны здание восстановили и разместили в нём школу-интернат. Она просуществовала в этом здании аж до конца 90-х. Но в 1999 году у постройки провалилась крыша, а капремонт никто делать не собирался. Дворец опустел.
«Создавалось впечатление, что здание плачет. Мы и подумали: нужно спасать»
В декабре 2020 года дворец был продан за 19,2 тысячи рублей. Новые владельцы здания владельцами себя не считают.
– Если бы мы были владельцами, мы бы сначала забор здесь поставили, запретили бы всем ходить. Мы – организаторы-спасатели.
Минчане Юрий и Наталья любят путешествовать по городам и деревушкам Беларуси. И в одну из таких поездок они попали в Полонечку. Шёл дождь со снегом, а по стенам дворца стекала вода – сливы к тому времени уже давно были неисправны.
– Создавалось впечатление, что здание плачет. Мы и подумали: нужно спасать.
Здание, по словам владельцев, они купили за копейки, но на самом деле оно бесценно. И ценность его в том, что оно всё ещё стоит.
– У нас задача такая: создать прецедент, что можно восстановить всё совместными усилиями – говорит Юрий. – Потому что если взвалить на одни плечи – ничего не выйдет. А здание за это время разрушается и разрушается. А через 20 лет восстановить это будет уже невозможно, можно будет создать только макет.
Конечно, без помощи общественности восстановить дворец невозможно, поэтому владельцы рассчитывают заинтересовать людей.
– Кто-то может помочь трудом, какие-то деньги нам перечисляют старые друзья, – делится вариантами Юрий. Мы видим цель, но уже как дорога эта выстроится – никто не знает. Возможно, получится оформить грант. Да, с точки зрения бизнеса – это невыгодно. Проще поставить новое свежее здание и чётко понимать, для чего это надо. Поэтому это скорее какое-то хобби.
«Архитекторы сами нас нашли»
Над сохранением и реконструкцией здания сегодня работают те же архитекторы, что работали здесь в 90-х, когда крыша здания дала течь. Если бы не их работа тогда, от здания сейчас остались бы в лучшем случае только стены.
– Архитекторы сами нас нашли. Многие из них откликнулись на волонтёрской основе, потому что им не безразлично это здание.
Но не только архитекторы оказались готовы помогать безвозмездно. К восстановлению здания захотели приложить руку и местные жители. Такие, как Екатерина Козлова. Она родилась и выросла в Полонечке, а дом её находится прямо через дорогу от дворца.
– Этих Радзивиллов я знаю лучше, чем свою семью, – шутит Катя.
Она работает экскурсоводом в Несвиже, а в свободное время с удовольствием рассказывает пока ещё редким туристам, заезжающим в Полонечку, об уникальном памятнике архитектуры. Встречаются и те из них, кто готов помочь на волонтёрских началах.
– Приезжала одна молодая семья помогать убирать территорию. И, мне кажется, мы им так подробно объяснили, что тут к чему, что они сидели каждую найденную штучку разглядывали.
После этих слов хочется смотреть под ноги внимательнее – вдруг прямо сейчас мы топчемся по историческому и культурному наследию.
«Радзивиллы всегда шли в ногу со временем»
О планах на будущее владельцы говорят с оговоркой: да мы пока и сами не знаем, что получится, поэтому открыты для предложений. Одно ясно точно – это должно быть место, которое сможет объединить в себе историю и современность и стать местом притяжения для молодых и современных людей.
– Меня всегда удивляло, когда говорили: «Вот Мир, Несвиж сделали современными, испортили…» – возмущается Юрий. – А мне в этот момент хочется спросить: а как должно было быть? Если не вкладывать современные технологии – как иначе? Радзивиллы, как известно, всегда шли в ногу со временем. И если бы они дожили до сегодняшнего дня, уже использовали бы всё самое современное. Нам этот нюанс тоже хотелось бы показать.
Но не стоит думать, что Юрий и Наталья подходят к восстановлению несерьёзно. Скорее наоборот: уже изучены документы, проведен химанализ краски на фасаде. Непонятно только, как восстанавливать исторический облик помещений, ведь сохранились только описания.
– Это из серии «этот зал был зеркальный» и всё. Куда клеить эти зеркала и как – непонятно. Тем более после 39-го года в течение двух лет в истории провал, – поясняет Юрий.
Реконструкция дворца и возрождение Полонечки – процесс небыстрый и сложный. И, кажется, все причастные это понимают, но всё равно смотрят с оптимизмом.
— Вот вы произносите слово Полонечка. «Как вам оно?» — спрашивает меня Юрий.
— Очень красиво звучит, – отвечаю.
— Во-о-о-т! Красиво! – протягивает. — Вы представляете, к примеру, молоко «Полонечка» или пиво «Полонечка»? Само название звучит очень красиво, оно звучит как бренд. Вот и мы идём от этого бренда. Хочется, чтоб об этом месте заговорили. Да и Радзивиллы, наверняка, не просто так выбирали себе места. Это место силы!
Костёл святого Юрия
Не только дворцом славится Полонечка. Есть здесь ещё один уникальный памятник архитектуры 19 века – костел св. Юрия – который объединяет в себе три стиля: готику: модерн и швейцарский стиль.
Подходим к костелу. Изнутри доносится звук органа, прихожане готовятся к Пасхе. За музыкальное сопровождение здесь отвечает пани Марыся. При виде камеры она смущается и сначала просит её не снимать, но позже, расслабившись, с удовольствием соглашается сыграть нам пару произведений. И даже спеть.
– Я ў гэтым касцёле граю ўжо 40 год. Спачатку вучылася на даму ў ксяндза. На фісгармоніі. Пасля ксёндз купіў іоніку – я грала на іоніцы, – рассказывает Марыся, невысокая пожилая женщина. – Наш былы міністрант паказаў мне калісьці пару гам – B-dur, C-dur, F-dur, больш не трэба – а далей я сама са слуху вучыла і пераложвала некаторыя песні.
Уникален костёл не только своими отсылками к швейцарским собратьям и теплой бежево-коричневой цветовой гаммой, но и тем, что за всё время своего существования он ни разу не закрывался и не использовался не по назначению, сохранив свою аутентичность.
Екатерина как экскурсовод и местный житель может много рассказать и про костёл.
– Ошибочно полагают, что Игнат Домейко был крещён в этом костёле. На самом деле, в то время здесь стоял другой. Поэтому правильнее будет сказать, что он был крещён в этом месте, но не в этом костёле.
Радзивиллы приложили руку и к строительству костёла – а точнее, покрыли часть затрат. Также известно, что Матей Радзивил спонсировал приобретение вещей для обрядов, которые проводились в этом костёле для представителей католической и униатской конфессий.
В центральной части алтаря размещаются две поминальные плиты Радзивиллов. С левой стороны – посвящена жене Константина Радзивилла, а с правой – двух дочек.
– В своё время в костёле находилась усыпальница, но сохранились ли здесь останки Радзивиллов, к сожалению, неизвестно, – говорит Катя.
В интерьере костёла Екатерина обращает наше внимание на алтари – их три. Центральная часть – это алтарь 17 столетия. В нём по центру можно увидеть Матерь Божью Мелитанскую. Эта икона считается святой до сегодняшнего времени. В деревне ходит поверье, что именно она спасла Полонечку от сожжения во время Великой отечественной войны. Справа и слева от центрального алтаря находятся боковые. Они датируются 18 веком и раньше были представлены в белом и голубом цветах.
Сегодня костёл – это место не только для прихожан, но и молодёжи. Действующий ксёндз восстановил плебанию, построил рядом баскетбольную площадку и бассейн. Каждое лето здесь собирается детский лагерь.
Небольшое село с поэтическим названием Полонечка – уникальное место, которое очень похоже на маленький европейский городок с его уютными костёлами и энтузиастами, которые готовы восстанавливать такие значимые для Беларуси памятники архитектуры.
Фото Игорь Гончарук