Начало учебного года — волнительный момент и для школьников и студентов, и для учителей и преподавателей. Natatnik встретился и поговорил с выпускницей БрГУ им. А.С. Пушкина, которая отработала в сельской школе два года и вернулась в Брест. «Школа, школа, я скучаю» — не про неё…

Ира Кварацхелиа выбрала филфак из-за любви к чтению – банальной и частой причины поступления на этот факультет. Набрала 298 баллов при проходных 180. Могла поступить в Минск, но решила, что лучше в Брест. Пять лет пролетели быстро, и настало время распределения.

– У меня была возможность получить направление на отработку в родной город Пинск. Да и в Бресте мне тоже предлагали работу в одной из школ педагогом-организатором. Я отказывалась, аргументируя, что хочу пойти работать в деревню и попробовать всё (смеётся). Вот реально была готова ехать в деревню. И меня распределили в Кобринский район. Летом я поехала в отдел образования по месту отработки, чтобы узнать, в какую именно школу меня направят. В итоге это была сельская школа, о которой до этого я слышала не очень положительные отзывы. Даже, наверное, не о школе, а о самой деревне. В августе направилась в эту деревню знакомиться с директором и со школой, а ещё найти жильё на ближайшие 2 года.

Проехала одну большую и вполне презентабельную деревню. Сразу подумала, что моя будет примерно такая же. А потом началась гравийная дорога длиной в 7 километров. Когда она закончилась, я увидела ту деревню, где и должна была отрабатывать.

И тут я поняла, что всё… Для меня, привыкшей жить в городе, это было нечто: Почта, сельский клуб, магазин, который работает через день и закрывается в 7 вечера…

У меня был шок. Я встретилась с директором, услышала, что в школе неплохо зарабатывают. Наверное, именно в этом я нашла для себя плюс.

– А сколько же зарабатывает учитель в сельской школе?

–Всё зависит от нескольких факторов. Сельская школа от городской отличается тем, что в деревне ты мультипрофильный специалист. Вот у нас был учитель, который преподавал труды, допризывную подготовку и историю, а ещё работал социальным педагогом и отвечал за школьный огород. В этом случае зарплата, понятное дело, была выше средней.

У учителя есть голая ставка, часы. В первый год у меня было 2 ставки – 36 часов. Это потолок. Премии у меня тогда были не очень большие, так как возникали проблемные ситуации. В итоге выходило порядка 600 рублей. Во время второго года работы мне дали меньше часов. И первые месяцы я зарабатывала уже 400 рублей. Позже, когда я начала делать дополнительную работу, зарплата вернулась на уровень первого года. На голых часах, без премии, в сельской школе работать нереально. И всем наплевать что ты, молодой специалист, сидишь в этой деревне, и до ближайшего города 50 километров. Наплевать, что ты ездишь на работу каждый день из соседней деревни, так как места для жительства в той, где находится школа, просто нет.

Ещё зарплата зависит от личных симпатий дирекции к учителю. Однажды получилось так, что на школьном компьютере, которым могут пользоваться все учителя, остался файл с расписанными заработными платами всех учителей. Открыв его, мы с молодой коллегой заметили, что у тех, кто “ближе” к директору, кто долго работает и местный – зарплата от 700-800 рублей. У человека может быть меньше часов, чем у меня, но на премиях у него итоговая сумма может быть в 2 раза больше моей. Всё решают премии.

– Ты сказала, что делала дополнительную работу. В чём она заключалась?

– Так получилось, что в школе не было педагога-организатора, поэтому вопросами культурно-массового отдыха занимались учителя и чаще всего – молодые специалисты. Чтобы поднять себе зарплату во время второго года работы, я возложила эти обязанности на свои плечи. В тот год я организовывала выпускную линейку и выпускной вечер. Надо было написать сценарий, провести репетиции, украсить зал. Периодически помогали другие учителям, но ответственность ложилась на мои плечи. В этот период меня ещё поставили старшим воспитателем в школьном лагере, и я занималась организацией мероприятий на каждый день, вела документацию.

Фото — иллюстрация

–Как проходили школьные культурно-массовые мероприятия?

– В школе была очень интересная постановка вопроса по поводу проведения всех мероприятий.

Проводились только два, помимо линеек и выпускного, больших мероприятия: День вывода войск из Афганистана и вечер встречи выпускников.

Особенно тщательно готовился вечер встречи. Это был настолько важный праздник, что его готовила завуч. За две недели шились костюмы, заказывались украшения. Наверное, чтобы показать, как же круто в этой школе. В первый год, когда я работала в школе, юбилей выпуска был у какого-то начальника. Мне не понравилось во время праздника, что этого человека как бы ставили в центре всего празднования. Ему дали сто раз слово, сто раз его как-то обозначили. Как будто это всё было посвящено именно ему. Позже, когда я с ним лично пообщалась, оказалось, что он очень приятный мужчина, культурный и вежливый. Видно, что у него нет пафоса.

– А к выпускному вечеру как готовилась?

– В сельской школе это не просто. Тут не получится заказать надутые шары, плакаты из какой-нибудь полиграфической студии, попросить привезти и установить фотозону. В моём случае всё делалось руками. И гирлянды, и плакаты, и приглашения… Выпускной делали стилизованный, в стиле “Агент 007”. Вот, например, фотозону я рисовала три дня. А всего 10 дней моей жизни тогда прошло в режиме нон-стоп.

– Школьные дискотеки были?

– Нет: часто приходили “деревенские”, а это другой уровень культуры людей, другой уровень воспитания. Могли прийти так называемые “смурфики”, злоупотребляющие спиртным. Из школы их особо не выгоняли, так как все живут в одной деревне и мало ли кто и что скажет. А вообще, неактивно дети ходили на школьные дискотеки. Как и на театральный кружок, который вела я…

– Расскажи про кружок подробнее. Как это работает в деревне?

– Работает так: к тебе никто не приходит. Я очень сильно хотела поставить постановку на 9 мая. Когда работала в школе в Бресте, мы ставили пьесу по отрывку произведения “У войны не женское лицо” по Светлане Алексиевич. В сельской школе я хотела сделать эту же постановку, но мне сказали: “Ирина Гурамевна, не нужно лишнего энтузиазма. Детки приходят или не приходят… Вы придите, пробудьте своё время. Если будут ходить – что-нибудь поставите”. Но дети в этой школе абсолютно неподъёмные. Единственное, на что они ходили, — это спортивные мероприятия и вечерние тренировки. Так получилось, что к тому моменту, как я начала работать в театральном кружке, я уже рассталась со своим парнем и переехала жить в соседнюю деревню. Это порядка 10 километров от той, где находилась школа. Оставаться после уроков на кружок, а потом добираться непонятно чем домой – крайне неудобно. И те деньги, которые мне платили, не стоили походов пешком после кружка. В итоге, администрация пошла мне навстречу. Возможно и расставание с парнем сыграло свою роль. Они думали, мол: “Ладно, всё-таки она разведёнка, брошенка”. И перевели меня на субботние часы. Кстати, когда работала в школе в Бресте, мне тоже дали вести театральный кружок. Видимо, все видят во мне великого театрала (смеётся).

–  У тебя в деревне завязались отношения?

– Да. С этим парнем мы познакомились ещё в студенческие годы. Жили даже в одном общежитии. Спустя несколько лет встретились на отработке в этой сельской школе. Решили, что это знак (улыбается). Мы начали встречаться. Буквально через месяц съехались и начали жить вместе. Но потом, возможно, из-за бытовых вопросов, мы расстались. Чтобы можно было представить, как мы жили: в доме было только электричество и насос с водой. Ни про какой интернет, другие блага общества речь не шла. Было сложно. И в один момент я просто собрала вещи и переехала в соседнюю деревню. Сняла квартиру и жила уже там.

Фото — иллюстрация

– В чём особенность деревенских школ и учеников?

– Все говорят, что в деревне работать очень легко. Вот сколько раз я ни беседовала с городскими учителями, практически каждый придерживаться этой мысли. Мол, если работать с семью детьми — можно из каждого сделать отличника. Но это не так.

Особенность деревенских детей в их абстрагированности от реального мира.

Особенно из той деревни, где работала я. Да, они не такие наглые и нарванные как городские. Но деревенские дети не видят ценности в образовании. Им кажется, что весь мир принадлежит им. Небольшой круг общения даёт о себе знать. Наверное, поэтому так много сплетен, ненужных разговоров.

Деревенские жители – чаще всего это бестактные люди. Было такое, что в школе мне несколько раз высказывали претензию по поводу моего внешнего вида, хотя на самом деле одевалась я прилично. Как требует того дресс-код – строго. Я могла прийти в чёрном свитере городского стиля, классической юбке и ботинках. Но в их понимании это всё плохо, так как нет “бляшек” на пол ноги и ста пуговиц на одежде.

– Как устроена сельская школа? Какая в ней иерархия?

– Иерархия была такая: родители – дети – директор – учителя. Позиция учителя: лучше работать так, чтобы у родителей не было вопросов и претензий. У родителей тех детей, которые учились в этой школе, был очень странный алгоритм действий в случае возникновения вопросов связанных с успеваемостью их чад. Они не обращались в школу, а сразу же звонили в районный отдел образования. Потом оттуда звонили директору, и он получает нагоняй. Зачастую эти родители если и были образованы, то на очень невысоком уровне. Порой я даже не знала, как с ними разговаривать. Однажды ко мне на урок ворвалась школьная уборщица, сын которой учился в этом классе, и начала кричать на меня. Претензия – почему её сын “Евгения Онегина” читает с телефона?! И при этом аргументирует, что в библиотеках книг нет, а я и вовсе не позаботилась дать эту книгу её сыну. За первый год работы я поняла, что иногда возникает проблема с нахождением книги в библиотеке, поэтому предупредила всех учеников, что могу помочь найти что-то, или же распечатать. До начала изучения каждого большого произведения, за 2-3 недели, я предупреждала учеников чтобы они уже начали искать эти книги. И именно этому ученику, который читал с телефона, я заранее говорила. В итоге наш разговор закончился тем, что эта мамаша пошла к директору жаловаться на то, что я не дала её ребенку книгу прямо в руки. Директор встал на мою сторону, а мамаша не разговаривала со мной вплоть до выпускного. И таких ситуаций было много.

Родители звонят, кричат, отчитывают, приходят в школу и жалуются… И чаще всего это мамы самых слабых учеников.

Были ко мне претензии по методике преподавания со стороны родителей. По моему внешнему виду. И что самое забавное, от человека, который не имеет никакого образования, а её ребенок в школу ходит в цветастых лосинах и кроссовках. Дети чувствуют свою безнаказанность. Потому что знают, что их мамы придут, “наедут” на учителя. И поэтому ты просто ставишь ту четвёрку или пятёрку и думаешь о том, чтобы поскорее эти дети выпустились.

Учителя не ставят ни во что. От одного преподавателя услышала: “Что бог не дал – учитель не добавит”. Просто гениальная фраза. Когда у тебя в классе 30 человек и из них хотя бы 5 тянут на уровень 7-10, то у тебя есть стимул работать. Но когда ты приходишь в класс и все ученики примерно на одном уровне – 2-4, то ничего не хочется. Я хотела бы развиваться, совершенствовать себя как учителя, но увы. Если на занятиях по русскому языку они что-то напишут, где-то подсмотрят, то на литературе просто ноль. Они не умеют рассуждать. И вот пусть мне скажут, какая тут может быть методика, приёмы, чтобы замотивировать детей? У них нет внутренней мотивации. Они считают, что приедут в город, поступят в ПТУ и там будет всё так же, как и в школе – легко. Они просто не понимают, что их ждёт в реальном мире.

– У тебя не было депрессии во время такой работы?

– Была. Я пришла в школу с большим энтузиазмом. Типа: “Я же училась. Я всё знаю”. Но позже поняла, что никому и ничего не надо. Ни родителям, ни детям. Им всем надо только отметка. После выпускного мамаши говорят, что учителя не дали знаний. А вот только то, что родители детям ничего не объясняют, не воспитывают их – забывают. Спустя несколько месяцев в этой школе я работала на автомате. Не буду врать, были хорошие дети, которые старались и тянулись. Вот вспоминаю двух девочек. Пусть они не были отличницами, но зато старались, активно участвовали во всех мероприятиях школы, помогали в подготовке тех же выпускных.

– А можешь назвать плюсы от твоего двухлетнего пребывания в сельской школе?

– Я сфокусировалась на изучении преподаваемого предмета. Сделала упор на изучении методов и подходов в работе с учениками и родителями. Пройдя через сложные ситуации, человек начинает разбираться в вопросе. Работая в таких условиях, получаешь закалку. Ещё один плюс – бумажной работы гораздо меньше, чем у городских учителей. Да и зарплата побольше.

Начав жить в деревне, я стала проще относиться к различным вещам. К деньгам, например. Пересмотрела своё отношение к мобильному телефону и интернету. Научилась наслаждаться каждым моментом, который со мной происходит.

– В целом, какое впечатление у тебя после этой работы?

– Неприятный осадок остался. Выбирая эту профессию, я думала, что как минимум люди будут с уважением относиться ко мне. Но нет. За два года работы цветы мне подарили два раза: на первую линейку и на выпускном в последний год работы. И на 8 Марта один раз мне подарили подарок. Даже на День учителя ничего… Мы оставляли ящик, в который ученики могли бросать свои поздравления. Мне мой класс, в котором я была классным руководителям, не написал. Потом эти дети сказали: “Мы тут дольше живем и лучше знаем, как всё должно быть”.

Один раз ученики даже шантажировали меня. История произошла перед 1 сентября в первый год моей работы. Дети собрались на костёр и позвали меня. Я согласилась. Всё было прилично: не было алкоголя, никто не курил. Просто сидели, знакомились. Когда начало темнеть, у детей появилась идея сидеть всю ночь. Я сказала, что мы лишь до 23 часов можем посидеть и разойдёмся. Вдруг кто-то из детей бросил пулю в костёр, и она выстрелила девочке в глаз. Девочка потеряла сознание, а из глаза начала идти кровь. Мы стали приводить её в чувства. Я хотела вызвать скорую, но дети сказали, что лучше отвести её к родителям. Когда девочка очнулась, то тоже попросила отвести её к маме. Мы так и сделали. Мама довольно спокойно отнеслась к случившемуся и сказала, что всякое бывает.

В школе про эту ситуацию узнали практически сразу, а несколько дней спустя директор вызвала меня на разговор. В итоге я была виновата, что находилась в это время с детьми. Но директор не знала всей правды.

Дети, чтобы не подставлять меня, предложили сказать, что я пришла уже в тот момент, когда всё случилось. Якобы они вызвали меня, когда пуля выстрелила. Спустя некоторое время ученики, которые тогда сидели на костре, забыли книжки по физике, а этот предмет вёл мой парень. Дети пришли ко мне и сказали, что, если я их не отмажу, они расскажут директору всю правду. Я пошла к директору и рассказала всю правду. И тогда она мне сказала, что в этой школе с детьми дружить нельзя: “Они сдадут со всеми потрохами. Ещё и приврут. И если ты не был виноват – то будешь”. После этого я перестала общаться с детьми на том уровне, на котором это было раньше. Этот момент научил меня ставить себя на ступеньку выше, разграничивать учителя и ученика.

– Много было таких трэш-историй? Можешь что-то ещё рассказать?

– За 3-4 дня до моего отпуска школу приехала проверять финансовая милиция. А за день до их приезда был выпускной вечер, и мы, молодые учителя, собрались вместе отпраздновать окончание учебного года. В итоге учителя и администрация школы придумали такую историю, что якобы это мой бывший парень и его коллега придумали план, чтобы подставить директора и завуча, и вызвали финансовую милицию. А сами праздновали свою победу. Я была виновата, потому что с ними общаюсь, всё знала, но ничего не рассказала. Вот так… Была история, когда один ученик несколько месяцев подряд приходил в школу без дневника. В один момент мне это надоело, и я отправила его домой за дневником. Но совсем забыла о том, что он живёт в соседней деревне. А это два километра в одну сторону. И было это всё зимой. В тот же день в школу пришла мама этого ученика и начала кричать на меня. Я понимаю, что это была моя вина. И признаю её. Но я думала, что это к лучшему. Что этот ученик теперь не будет забывать дневник дома. Но знаешь, что? На следующий же день он его забыл дома.

– Можешь дать совет тем ребятам, которых ждёт распределение?

– Самый главный совет – быть уверенным в том, чем ты хотел бы заниматься дальше. Если хочешь быть учителем, то можно поехать в деревню и попробовать это ремесло. Но если не хочешь, то лучше поискать место в городе, так как работа в сельской школе будет угнетать. А вообще, ни к чему приготовиться нельзя.

Фото Дениса Троцюка, Вадима Якубёнка

Подписаться
Уведомление о
guest
4 комментариев
старее
новее большинство голосов
Inline Feedbacks
View all comments
Максим Алданов
Максим Алданов
6 лет назад

Я бы не согласился)) Все зависит от личности учителя и не все Якубы Коласы в молодости, чтобы констатировать «… работа у (кароткае) школе наладзiлася…) Героиня статьи молодец! То, что родители кричат и беснуются — это уже, к сожалению, надо воспринимать как должное((( После 18 лет работы в сфере образования (школа, кафедра), проработав на офисной работе 7 лет, понял, почему на офисной работе столько склок и подземных течений — мы, преподаватели-учителя, на переменах только общаемся, а не весь день между собой, а потом на час-полтора идем к детям-студентам и отвлекаемся. Хотя по молодости думал, что женский пед коллектив — тот еще… Подробнее »

Tatjana Kravchenko
Tatjana Kravchenko
6 лет назад

Дзякуй за артыкул! Час ад часу ўзнікала жаданне з’ехаць у вёску і працаваць у мясцовай школе. Цяпер буду ведаць, што рамантычныя часы коласаўскай «На ростанях» прайшлі і больш не вернуцца(

Мария Сивякова
Мария Сивякова
6 лет назад

Очень знакомая история…Особенно про родителей слабых учеников и угнетение энтузиазма, маленькие премии. А еще в сельских школах крайне необычная система оценивания: балл от президента, балл от директора, балл за то, что пришел и балл за то, что что-то ответил. Те кто не принимал такие условия, сразу попадал в черный список. Но самое ужасное, что было в моей школе — директор, который в силу своих религиозных предпочтений, запрещал включать в сценарий новогоднего утренника главного, на мой взгляд, персонажа — Бабу Ягу. Аргумент был следующий: «Бог ему сказал, что я наношу психологическую травму детям». Да, детям 6-8 классов, для которых и был… Подробнее »

Екатерина Борисюк
Екатерина Борисюк
6 лет назад

Думаю, что знаю о какой школе идет речь. Я работала там с 2005 по 2011 года. Может от того, что давно это было, но я УДИВЛЕНА таким негативным отзывам. У меня хорошие и добрые воспоминания остались и о детях ,и о коллегах, и о жизни в деревне. Да благ цивилизации практически никаких, но в этом же и романтика, если ты отправляешься в деревню! Дети не наглые, (в мое время работы там), тянущиеся к учебе, т.к. понимают, что мамы с папами поступить не помогут. Родители, конечно, и в то время были разные. Но, я думаю, что когда Ирина поработает в городе,… Подробнее »