В минувшие выходные театр «Крылы Халопа» презентовал аудиоспектакль, рассказывающий историю еврейского Бреста.
Brest Stories Guide – масштабный проект, который на данный момент включает в себя пять маршрутов. Спектакль охватывает не только военное время и уничтожение гетто, но и события 1937-1939 годов, связанные с антисемитизмом.
Что представляет собой аудио-спектакль, помещённый в пространство города?
Проект можно отнести к категории документальных спектаклей. Здесь практически отсутствует творческая обработка материала, а сам спектакль полностью состоит из найденных в архиве историй реальных людей.
— Мы хотели сделать продукт, который выходит за рамки зала, – говорит Оксана Гайко, основатель театра «Крылы Халопа». — Это экспериментальный спектакль, который мы смотрим в живых декорациях: города, улиц, дворов, в которых ещё что-то осталось от старого Бреста».
Для того, чтобы прослушать спектакль, необходимо скачать в Google Play специальное бесплатное приложение. Оно пока доступно в тестовом режиме и состоит из карты с нанесёнными на неё ключевыми объектами еврейского наследия и аудиоспектакля, озвученного голосами известных актёров республики.
— Тексты брались из многих источников: архивы, газетные статьи, копии документов, книжные издания. Оттуда мы брали истории и интервью людей, живших в то время, – говорит Оксана, добавляя, что собирать информацию им помогали брестские историки. — В спектакль также вошли немецкие документы, которые регулировали жизнь в городе: директивы, приказы.
Идею проекта «Крылы Халопа» позаимствовали у немецкого театра «Римини Протокол». Прототипом стал спектакль, основанный на открывшихся архивах «Штази»: в определённых местах города на определённой FM-волне можно было услышать, о чём в этом доме пару десятков лет назад говорили люди, что было записано на плёнки «Штази».
Оксана надеется, что первый аудиоспектакль на еврейскую тему станет началом серии гайдов по историческому городу.
— Очень часто Брест связывают с героической историей обороны Брестской крепости, у Бреста мужское лицо, – считает Гайко. – Однако история брестских евреев и брестского гетто показывает немного другую сторону Бреста. Нам бы хотелось сделать «прогулку по городу», рассказывающую, к примеру, женскую историю Бреста или показывающую жизнь в 90-х.
Ефим Басин, исполнительный директор Брестского еврейского благотворительного центра «Хэсэд-Давид»
В архитектуре есть такое понятие, как память места. Когда мы сносим дом, мы сносим одновременно и память о тех событиях, о тех людях, которые с этим домом связаны. На данный момент в градостроительной политике не учитывается эта составляющая зданий. Современные архитекторы самовыражаются на историческом центре города. Ведь туристы приезжают в город в том числе для того, чтобы прикоснуться к этой памяти. У нас этого не понимают, сносят, как им кажется, старьё и сажают на их место новые строения, которым нужно лет сто-двести, чтобы напитаться этими судьбами, чтобы можно было о них что-то рассказывать.
Если говорить о еврейском наследии Бреста, то первое, что надо сказать – его много. Здесь легче сказать, что не еврейское. Но что с этим наследством делать? Ведь оно уже есть: эти дома, эти, может быть, неказистые памятники архитектуры. И этот проект, на мой взгляд, даёт возможность людям прикоснуться к этому наследию.
Я надеюсь, что Brest Stories Guide не закончится на холокосте и евреях. Потому что Брест – это такой город, который всегда был центром межнациональным, межконфессиональным. Он никогда не был кому-то принадлежащим.
Аляксей Чубат, кіраўнік Установы «Культура роднага краю»
Я ўпершыню ўдзельнічаў у такой экскурсіі, як Brest Stories Guide. Гэта прыкладна тое самае, як ехаць у гарадскім экскурсійным аўтобусе. За адным выняткам: кал ідзеш пешшу па горадзе і слухаеш галасы мінулага, ты пагружаешся ў той час, пражываеш усё сам. І на фоне сонечнага суботняга Берасця ты становішся часткай гісторыі горада. Ці гісторыя часткай цябе. Гэта вельмі моцна, і гэтым маршрутам неабходна прайсці кожнаму.
Степан Стурейко, историк, культурный антрополог, преподаватель Европейского гуманитарного университета.
Мне понравилась смелость замысла. Это довольно сложный проект, который включает в себя театральную часть. Это огромная работа с интерпретацией наследия. Дело не только в том, какая страшная и важная история сама по себе – всё это можно было прочитать в книге и до этого проекта. Здесь важно то, что команда это собрала, адаптировала к потребностям слушателя разного возраста. Пользуясь приложением, можно по-новому освоить свой город, по-новому на него взглянуть.
Важной составляющей является также создание мобильного приложение практически с нуля. Это будущее использования электронных средств для того, чтобы доносить новые послания. Пока в Беларуси в целом делаются только первые шаги в этом направлении, но Брест уже показал прекрасную попытку.
Ещё что мне нравится, так это то, что сейчас в приложении представлена тяжелая история брестского гетто. И важно, что создана платформа, в которую можно закладывать и другие истории. Ведь проект называется Brest Stories Guide (путеводитель по истории Бреста – Natatnik).
Из минусов могу отметить длину маршрута: если кто-то хочет за один день посетить всё, это невозможно. Вам потребуется 3-4 часа, чтобы посетить все места, причем достаточно бодрым шагом. Возможно, стоит сделать какую-то даже короткую версию, чтобы можно было охватить всё, но за меньшее количество времени.
Со временем, я уверен, добавятся беларускоязычная, англоязычная и, может быть, польскоязычная версии: с последней в Бресте не должно возникнуть проблем с озвучиванием.
Аудиоспектакль создан при поддержке проекта CHOICE — это двугодичный проект по охране и переосмыслению культурного наследия, усилению потенциала общественных организаций в сфере культуры.