«Спрат» вспомнили вместе с Natatnik, каким был музыкальный Брест 10 лет назад, рассказали, почему сейчас привлечь внимание к песне сложнее, чем раньше, и поделились, как проходит работа над новым альбомом.

Спрат, Sprat

Творческих отпусков не бывает

У вас был перерыв в творчестве. Почему решили вернуться?

Дмитрий Сенько: Перерыва как такового не было. Просто я полтора года отсутствовал. Но ребята всё это время работали, сочиняли треки, а потом я приезжал уже. Может, не так плодотворно, но что-то делали.

Максим Мелещук: Если песня не выходит, это не значит, что творчество остановилось. Процесс всегда идет.

Дмитрий Примак: У нас не бывает творческих отпусков.

В декабре вы выпустили клип на песню «Кропка». Расскажите о нём.

Дмитрий С.: Снимали несколько дней с перерывами в недели. Изначально мы хотели просто наснимать красивых кадров, подложить под песенку. Потом решили немного развить сюжет. Получилось то, что получилось.

А почему оставили открытый финал?

Дмитрий С.: Договорились, что если наберём 100 тысяч просмотров, снимем продолжение.

Концепция альбома — «18+»

Sprat, Спрат

Как проходит работа над новым альбомом?

Дмитрий С.: Очень хорошо проходит, лет пять-восемь уже. Мы сейчас задались целью выпустить альбом. Синглы синглами, а одну большую работу уже хочется сделать.

Есть концепция?

Дмитрий С.: «18+». (смеётся) Названия альбома нет.

Максим: Сейчас идёт разработка материала, хочется, чтобы все композиции звучали более-менее целостно. Когда долгое время работаешь над материалом, где-то он теряет актуальность, где-то появляется новый взгляд на какие-то вещи. Поэтому приходится что-то выбрасывать вообще. Хочется сделать столько материала, чтобы можно было что-то зачеркнуть и оставить только лучшее.

Sprat, Спрат

Понятно, что работа над альбомом — дело небыстрое. Но почему она настолько затянулась?

Дмитрий П.: Есть песни, которые мы вычеркнули. Скорее всего, они не войдут в альбом. Новые начали делать. Мы их играем, смотрим, какая отдача, как публика реагирует. Если отдача не та, на которую мы надеялись, то временно скидывает песню в ящик ожидания.

У вас есть песни, которые вы перестали играть, а потом к ним вернулись?

Максим: Из ярких можно назвать «Купалінку». В последнее время мы начали включать этот кавер в программу, и публика на него хорошо реагирует.

Sprat, Спрат

Интересы публики меняются со временем?

Максим: Может, наше исполнение меняется.

Дмитрий С.: Раньше, может, больше лажали, сейчас меньше. (смеётся)

Дмитрий П.: Мы всегда записываем концертные выступления, чтобы понять, как это выглядит со стороны. Когда ты на сцене, не знаешь, что слышно в зале. После концерта смотришь и анализируешь. Мы все инженеры немного в плане мышления. Мы не сидим, не ждём музу, а приходим и делаем, сочиняем.

Лучше вложить деньги в песню, чем в концерт

Sprat, Спрат

Когда в Бресте будет ваш сольный концерт?

Дмитрий С.: У нас концерты раз в пятилетку. Хотелось бы больше, но пока как есть. Сольное выступление, может, будет на презентации альбома. И то не факт. В сборках, возможно, поучаствуем. Мне кажется, мы не наберём зал. Чтобы сделать концерты, нужно вложить деньги. Мы лучше их вложим в песню, чем сделаем концерт и сыграем для трёх человек.

Максим: Концерт — это другая форма творчества, там требуются репетиции, те вещи, которые не связаны с сочинением композиций. Мы не комбинируем эти вещи. Если планируем концерты, то переключаемся на подготовку, репетиции.

Дмитрий С.: Конечно, если найдётся организатор, который сделает для нас сольник, мы с удовольствием подготовимся и по максимуму соберём своих знакомых и друзей, чтобы кто-то пришёл. (смеётся)

Sprat, Спрат

Думаете, не наберётся людей, которые придут на концерт?

Дмитрий С.: В Бресте, судя по всему, с этим проблема есть. Но дело и в нас тоже. Если бы мы были популярной группой, мы бы таким вопросом не задавались, играли бы часто.

Максим: Мы альбом доделаем и вернёмся к этому вопросу. Сейчас нас увлекает процесс сочинения, даже не хотелось бы переключаться на концерты. Если будет застой, то можно вернуться на репетиционную точку и попробовать играть вживую.

Дмитрий П.: Перед альбомом мы планируем выпустить ещё один сингл и снять ещё один клип.

Раньше было так: выпустил альбом — и ты уже музыкант

Sprat, Спрат

Вы сказали «если бы мы были популярны». Вы стремились когда-нибудь к популярности или были важны другие вещи?

Дмитрий С.: Да, конечно, мы хотели покорить всех и вся. Покорили пока репетиционную точку. (смеётся)

Дмитрий П.: Если бы нам кто-то на заре деятельности сказал, что у нас будет столько песен, выступлений, мы подумали, что это очень круто. Мы начали в универе, в политехе — мы все оттуда.

Дмитрий С.: У нас была цель пять лет назад поехать на «Басовище».

Максим: Это казалось вершиной недосягаемой. Если ты прошёл отбор и сыграл на фестивале, то всё, карьера рок-музыканта удалась в нашей стране. Прошло и это, пошли дальше. Оказалось, что это лишь небольшой этап.

Дмитрий П.: Сейчас мир изменился. Записывать демки очень легко самостоятельно.

Максим: Раньше, чтобы записать песню, нужно было постоянно держать партию в голове. Приходишь через неделю, играешь по-другому, никто и не вспомнит, как звучало. Сейчас пришла идея — взял и записал сразу.

Sprat, Спрат

А раскручивать песни сейчас проще, чем в 2006 году?

Дмитрий С.: Не знаю. В 2006-м групп было не так много. Сейчас больше качественной музыки. Раньше выпустил альбом — и ты уже музыкант. Сейчас, если трек не очень, его пролистают.

Дмитрий П.: Сейчас много информации и сложно сделать так, чтобы человек впервые послушал песню. В начале 2000-х диски покупали, у кого-то переписывали, это было очень ценно. Сейчас можно скачать без проблем и музыка не так ценится. Просто мир изменился, хорошо это или плохо, надо жить в этом мире.

Каким был музыкальный Брест 10 лет назад?

Дмитрий П.: Хватало движухи рок-направленности. Мы с Диманом познакомились на концерте в парке в рок-клубе.

Дмитрий С.: Я пришел на «Сцяну», Дима — на :B:N:.

Дмитрий П.: Мы учились в одной группе в универе, но познакомились на концерте. Это было на первом курсе в первых числах сентября. Вообще трешовый, крутой концерт был. По молодости такой слэм был, все в куче.

Дмитрий С.: Я читаю новости, все говорят, что в Бресте нет движухи. Тот, кто хочет создать движуху, её делает. Nizkiz недавно собрали зал. У групп, которых слушают, есть движуха.

Беларуский язык был частью протеста

Sprat, Спрат

Все ваши песни — на беларуском языке. Будет ли когда-нибудь песня на русском?

Дмитрий С.: Песни на русском 99,9% не будет. А почему по-беларуски? Так повелось. Выбор особо не стоял. Максим вообще сказал: «Если не на беларуском, я вообще не хочу участвовать». (смеётся)

Максим: Есть такие варианты, когда даже не принимаешь решение. Не было каких-то сомнений, выбора. Просто все захотели играть на беларуском.

Дмитрий П.: Тогда по-другому мыслили. Сейчас больше беларуского в жизни, рекламу делают.

Максим: Может, это и притягивало.

То есть в какой-то степени это протест?

Максим: Можно и так сказать. Если говорить о рок-музыке, наверное, это часть протеста, хотя мы так это не называли. Может, :B:N: влияние оказали.

Дмитрий С.: Sciana были кумирами. Мы ходили на их концерты и думали: «Вау, как круто!».

Дмитрий П.: А потом организовали концерт в конце универа, где были «Sciana», B:N: и мы.

Дмитрий С.: И заработали первые деньги тогда. И последние. (смеётся)

Sprat, Спрат

Вам легко писать тексты на беларуском?

Дмитрий П.: Дима учился в беларуской школе. Он даже термины по математике не знал на русском языке.

Дмитрий С.: Я пришёл в техникум после школы, где все предметы изучали на беларуском языке. Меня вызывали, а я как загибал какой-нибудь «трохкутнік», вся группа ложилась.

Максим: А я писал на беларуском дипломный проект по станочному оборудованию. Курсовой проект тоже. Было интересно, и преподаватель тоже оценил, что студент по-беларуски может такие вещи изложить.

Как вам удается сохранять запал на протяжении стольких лет?

Дмитрий П.: Когда что-то нравится, ты можешь заниматься этим независимо от того, приносит это деньги или нет. У нас есть отзывы, отдача людей на концерте, когда подходят и говорят: «Понравился ваш трек, дай пожму руку».

Sprat, Спрат

Для вас важно мнение слушателей?

Максим: Мнение не безразлично. Но увлекает сам процесс игры, записи.

Дмитрий С.: Даже если бы был негатив от песни, это был бы результат.

Максим: Мы бы придумали, что изменить.

Дмитрий П.: Понятно, что всем нравится не будешь. Но есть единомышленники. Это классно, когда ты что-то сделал и кому-то понравилось.

Фото Вадим Якубёнок

Подписаться
Уведомление о
guest
1 Комментарий
старее
новее большинство голосов
Inline Feedbacks
View all comments
VADZIM YAKUBIONAK
VADZIM YAKUBIONAK
6 лет назад

Однако интересный получился материал 🙂