Совместно с координатором проекта «Брестский Медиа-центр» от АРР «Дзедзіч» Еленой Кохович Natatnik подготовил шпаргалку, которая поможет волонтёрам и представителям негосударственных организаций эффективнее взаимодействовать с медиа. Как работать с журналистами, чтобы через СМИ доносить информацию о своих ценностях и деятельности, — в десяти простых советах.

Почему про нас не пишут, мы же занимаемся важным делом?

Реальность такова: если вы сами не прикладываете усилий, чтобы стать заметными, журналист может о вас просто не знать. Для СМИ важны актуальные, хайповые темы, которые соберут много просмотров и откликов. Нередко значимые, но не такие эффектные проблемы могут остаться в стороне, если грамотно о них не заявлять.

Нужно ли, чтобы кто-то в организации отвечал за работу со СМИ?

В идеале, конечно, да. Если это направление будет курировать специальный человек, он сможет постоянно поддерживать связь с редакциями, составлять и выполнять план работы с медиа – тогда взаимодействие будет продуктивным. Если нет возможности взять в команду такого специалиста, всё равно лучше, чтобы кто-то из членов организации был ответственными за общение со СМИ, совмещая эти задачи со своей основной деятельностью. Так будет проще и вам, и журналистам.

Как понять, к кому обращаться?

Подумайте, какие СМИ подходят для вашей задачи. Если ваша тема зрелищная, есть что показать, свяжитесь с телевидением. Если срочно нужен широкий охват – с редакторами популярных интернет-изданий. Если вы хотите собрать жителей одного двора для посадки дерева, возможно, вам вообще не нужны журналисты, будет достаточно объявлений по подъездам. Лучше пусть публикаций будет меньше, но они будут качественнее, чем больше и для галочки.

С чего начать общение с медиа?

Научитесь кратко и понятно рассказывать, чем вы занимаетесь. Журналист скорее всего не специалист в вашей области, поэтому первая ваша задача – ясно донести, что вы делаете. Постарайтесь сами себе чётко объяснить, какова, для кого и зачем ваша деятельность. Сделайте небольшую заготовку в 3-4 предложения о вашей организации или проекте, чтобы даже четвероклассник понял суть. Придерживайтесь в текстах для социальных сетей или СМИ такого же правила. Можно протестировать на знакомых детях. А сократить текст без потери смысла поможет «Главред«.

Нужны ли пресс-релизы?

Высылайте пресс-релиз один раз. Не смотря на то, что это устаревшая форма контакта с редакцией, часто это единственный для редактора способ понять, что вы делаете. Но не пишите в редакцию, получили они релиз. Больше любить вас за это не станут. И не шлите повторно, если со стороны медиа тишина. Лучше позвоните.

Чтобы упростить процесс, один раз и надолго соберите в общий документ интересные для сотрудничества СМИ с контактами редактора, журналистов, редакционной почтой и любой другой полезной информацией. В этот же файл можно добавлять ссылки на материалы, чтобы они не потерялись.

А может лучше завести друзей среди журналистов?

Конечно, личные связи намного крепче электронной переписки. Знакомьтесь с авторами на публичных мероприятиях, в соцсетях. Захотите предложить какую-то тему конкретному СМИ, — пишите сразу журналисту, личное обращение всегда эффективнее. Если автор вас уже знает – шансы на то, что он возьмёт и интересно разработает тему, возрастают.

О чём стоит рассказывать, чтобы публикации читали?

Постарайтесь, чтобы в центре каждой публикации о вас была не безликая проблема, а конкретный человек. Материалы о людях, жизненные истории, эмоции – всё это гораздо популярнее, чем отчёты с мероприятий и скучные однотипные интервью. Старайтесь подавать вашу проблему через рассказы о людях. Как конкретный человек помог, почему другому была важна эта помощь.

Кто должен придумать, как написать: мы или СМИ?

Никто никому не должен. Это совместная работа, но помните, что вам в первую очередь выгодно, чтобы ваша тема была представлена максимально интересно для читателя. Форматы может придумать и журналист, но если у вас есть свои идеи, обязательно делитесь ими. Можете провести в организации мозговой штурм – мысли, рождающиеся внутри процесса, всегда органичнее, чем навязанные извне.

Как быть, если вышедшая публикация нам не нравится?

Нужно определиться, что именно вас не устраивает. Если в материале есть фактические ошибки, обязательно скажите об этом автору. В сетевых изданиях их оперативно поправят, в печатных могут опубликовать уточнения в следующем номере.

Если вас не устроил тон статьи, акценты и другие субъективные вещи, не стоит сразу скандалить с автором и обвинять его. Во-первых, проанализируйте своё поведение: не могло ли оно спровоцировать такой фокус, смогли ли вы чётко донести свою мысль, убедить журналиста? Во-вторых, стоит спокойно поговорить с автором, возможно, журналист согласится с вами и подготовит ещё один материал. Если же нет – не забывайте, что у СМИ свои задачи, у автора – свой редактор, поэтому сделайте выводы и в следующий раз хорошо подумайте, стоит ли обращаться в это медиа.

Если у вас есть основания, можно привлечь автора к ответственности за клевету или распространение сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию. В суд стоит идти, когда вы исчерпали все возможности диалога с редакцией и если вы уверены, что сможете доказать факт нарушения. Проконсультировать в этом вопросе может юрист или адвокат.

О нас написали плохие комментарии. Что делать?

Надо быть готовыми к тому, что даже под самой позитивной статьёй могут появиться негативные комментарии. От капающих ядом читателей никуда не спрятаться: для многих это сродни хобби, и не важно, о чём публикация. Так что негатив не по существу не принимайте близко к сердцу. Но если для вас это дело принципа, комментаторов также можно привлечь к ответственности.

Если же это критика (пусть даже не очень обоснованная, но выраженная адекватно), постарайтесь ответить от своего имени. Не обязательно вступать в дискуссии и споры, но обозначить свою позицию и подкрепить её фактами – правило хорошего тона.

Подписаться
Уведомление о
guest
1 Комментарий
старее
новее большинство голосов
Inline Feedbacks
View all comments
VADZIM YAKUBIONAK
VADZIM YAKUBIONAK
6 лет назад

Полезный материал для всех