В Бресте уже больше двух лет проходят встречи в формате «Живой библиотеки«, на которых участники знакомятся с людьми, чьи жизни выбиваются из обычных рамок. Natatnik совместно с организаторами «ЖБ» продолжает цикл публикаций о людях-книгах и их историях.
Сегодня о себе рассказывает брестчанка Яна Кармаш, которая с 14 лет занимается настольным теннисом в секции для инваспортсменов. Сначала Яна не могла попасть ракеткой по мячу, а сейчас девушка — кандидат в мастера инваспорта, чемпионка Беларуси по настольному теннису среди людей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
У меня детский церебральный паралич, но я всегда старалась вести активный образ жизни. Ходила в обычный детский сад и общеобразовательную школу, хотя с первого класса меня хотели перевести на надомное обучение, считая, что я не смогу обучаться с остальными детьми, но я отказывалась. В школе училась хорошо. Единственным отличием от здоровых ребят было то, что я не посещала уроки физкультуры. Как всем детям, мне хотелось бегать и прыгать, но в силу физических особенностей я не могла. С завистью смотрела на ребят, которые посещают спортивные секции, участвуют в соревнованиях. Просила родителей отдать меня в секцию, но они отвечали, что с моим заболеванием в обычный спорт меня не возьмут, а про инваспорт тогда мы просто не знали.
Я ходила в кружки по рукоделию, занимала места на разных выставках, но мечтой оставался спорт. И её исполнил один замечательный человек – мой тренер Юрий Петрович Лагодюк. В преддверии олимпиады 2012 года в Бресте проводилась спартакиада для детей-инвалидов, на которой рассказывали про виды инваспорта. Тут я и познакомилась с Юрием Петровичем, который представлял настольный теннис. Он пригласил меня попробовать себя в этом непростом виде спорта.
Победа или участие? Победа! Как любой спортсмен, я отдаю свою жизнь спорту, а победы – это вознаграждение за тот труд, который вкладываю в спорт. Люди с такой проблемой, как у меня, редко играют в настольный теннис. В инваспорте есть разделение на классы в зависимости от степени тяжести заболевания. В настольном теннисе 11 классов, с 1 по 5 – инвалиды-колясочники, а с 6 по 11 инваспортсмены, которые играют стоя. У меня 6 класс – самый тяжёлый с поражением рук и ног.
Не важно, как называют – инвалид, человек с инвалидностью, с ограниченными возможностями – главное, как относятся. Я свою спортивную деятельность совмещаю с работой и учёбой. Отучилась в колледже связи на специальности «Секретарь-референт», там же осталась работать. Сейчас учусь на заочном отделении БрГТУ на факультете экономической теории и логистики. То есть живу как все и хотела бы, чтобы окружающие воспринимали меня как обычного человека, а не какого-то «не такого».
Когда меня видят впервые, многие воспринимают настороженно, а потом в процессе общения понимают, что я не страшная (смеётся). Я училась в четырёх разных классах – меня не обижали, всегда помогали и поддерживали. Учусь в университете и восхищаюсь людьми, которые меня окружают, их отношением. Никогда в меня не тыкали пальцем, потому что я не так иду или не так говорю.
С появлением спорта моя жизнь кардинально поменялась. Здоровый ребёнок побегал, попрыгал, в прятки поиграл, а у детей с ДЦП — нарушением опорно-двигательного аппарата — такой возможности почти нет. Это осадок с детства – что чего-то не можешь, а хочешь быть таким, как все. А когда я пришла в инваспорт, начала ездить на соревнования, познакомилась с такими же людьми, увидела, что они живут обычной жизнью. Так же работают, учатся, вступают в брак.
Когда я была маленькой, смотрела на своих ровесников и задумывалась: почему они могут бегать, а я не могу? Все школьные годы у меня была одна дорога: прийти в школу, сесть на стул. Мама десять раз скажет: на перемене не бегай, не ходи. Хотелось поиграть как все – но было нельзя. Тогда да, дергала маму – почему так? А сейчас понимаю, если бы я была другой — не было бы у меня такой интересной жизни, чудесных людей рядом. Благодарна, что я такая есть и по-другому быть не могу.
В будущем я бы хотела продолжить работу в сфере инваспорта. Отучиться на тренера и помогать людям с инвалидностью. Это очень ответственный шаг, ведь хороший тренер – как хороший врач. К нему пришёл – и он помогает, невзирая на все трудности. Юрий Петрович создал у нас в коллективе особую поддерживающую дружелюбную атмосферу, он учит не только спорту, но и помогать и делать добро. От него я беру уроки на все случаи жизни.
Люди с инвалидностью появляются: рождаются или получают травмы – это жизнь. Главное, чтобы к ним относились как к обычным людям, не делили. Хочется, чтобы другие старались понимать таких людей, принимать их, чтобы мы могли чувствовать себя такими как все.
В нашем обществе существует тенденция отделять людей с инвалидностью. Ребёнку предлагают надомное обучение, изолируя его от общества с самого детства. Сделайте пандус в школе и уроки ставьте на первом этаже – это элементарные проблемы, которые решить почему-то нереально. Проще закрыть ребёнка дома, и пусть сидит.
То, что у меня есть заболевание, помогает понять проблемы других. Нужно быть сострадательнее, мне сделали добро – и я тоже хочу. Стараюсь помочь другим ребятам прийти в спорт, распространяю информацию о нашей секции. Просто хожу с визитками и если вижу человека с инвалидностью, подхожу к нему и начинаю рассказывать. В «Живую библиотеку» тоже пришла с этой целью. Рада, что её добилась: благодаря проекту у нас появился ещё один член команды, который уже показывает успехи. Это очень интересный и важный проект. Я участвую в нём постоянно и от встречи ко встрече замечаю, как меняется отношение. Сначала «читатели», которые приходят поговорить со мной, насторожены, а к концу беседы все так оживляются, что времени становится мало.
Если человека любишь – всё равно, какой он: здоровый, больной. Я общаюсь с самыми разными людьми и понимаю, что мне нет разницы: здоровый, с инвалидностью, в коляске. Главное, чтобы мы с моим будущим избранником смотрели в одну сторону и разделяли одни взгляды.
Когда я хожу по городу, всегда думаю: а где люди с инвалидностью? Статистика говорит, что они есть, а на улице их нет. Многие стесняются и стыдятся. Как это я куда-то пойду – все будут смотреть, показывать пальцем, обсуждать. У человека внутренний комплекс.
Расшевелить ребят с инвалидностью – очень большая проблема. Если в семье рождается особенный ребёнок или в процессе жизни что-то случается, родители его очень опекают, оберегают, жалеют. Как следствие, они сами не верят в себя. Я через это прошла. От родителей зависит очень много. Пока ребёнок маленький, он живёт так, как видят это его мама и папа. Если у тебя родился такой ребёнок, ты должен воспитывать его как здорового: так же ругать и хвалить, учить и развивать.
Что делать? Просто жить обычной жизнью. Родителям детей-инвалидов – искать своим детям возможности развиваться. Они имеют такие же права и должны жить на равных со здоровыми. И спорт – одна из замечательных возможностей совмещать приятное с полезным: не только развиваться физически и учиться побеждать, но и выходить в мир, общаться, находить друзей и единомышленников.
Публикация подготовлена совместно с проектом «Живая библиотека». О ближайших встречах в Бресте можно узнать в группе.
Фото Дениса Троцюка
Удивительная девушка! Ни одной жалобы, видит вокруг себя только хорошее! как приятно это читать. Как надоели чернушные материалы о преследованиях, издевательствах и всяческих домоганиях то в школе, то в пионерском лагере, а то и в детском саду). Счастья тебе, светлая девочка!