В субботу прошла очередная «Берестейская маёвка». Она была самой тихой, малолюдной, застывшей в ожидании – со дня на день наш знаменитый музей закрывается на длительную реконструкцию.
В прошлые годы на площадке перед музеем были танцы, бои, спектакли и прочее веселое движение, а в этот раз тут было пустынно.
Зато музей работал с утра до позднего вечера, чтобы все успели нагуляться перед закрытием. Не скажем, что весь Брест кинулся использовать последний шанс, но мы-то побывали. И получили неожиданно много впечатлений.
Путешествие в Средневековый город
Во-первых, каждый мог пройти квест-игру «Путешествие в Средневековый город». На входе раздавали лист с заданием, а по ходу экспозиции встречались современные элементы, которым необходимо было найти аналоги: зажигалка, кастрюля и т.д. Оказывается, когда что-то ищешь, гораздо пристальнее вглядываешься в знакомые вещи. Например, я никогда раньше не замечала очень оригинальную деревянную баклажку или столько кожаной обуви. Зато всегда, когда приходила в музей, любовалась стеклянными браслетами и бусинами – ну вылитые шармы от Pandora.
Встречались даже элементы интерактивности: надо было выбрать по запаху одну из пяти специй, которую использовали и жители средневекового Берестья.
Вторая прелесть для нас состояла в том, что впервые можно было попасть в тот самый домик берестянина 13 века, который стоит в середине экспозиции, у дальних дверей.
Сколько раз дети, расплющив нос о его стекло, всматривались внутрь? Я до сих пор постоянно примеряюсь, где бы тут поместились папа, мама, дети, а ещё несколько поросят и парочка ягнят. И вот, наконец, можно зайти внутрь и полежать на полатях. Сразу скажу – тесновато, как и казалось снаружи.
Увлекательная археология
Следующая неплохая идея для детей – это интерактивное занятие «Увлекательная археология» (начало было в 17 и 19 часов). Не знаю, сколько человек присутствовало на первом занятии, но на 19 целенаправленно пришли только две семьи. Причём я вычитала информацию о маёвке на сайте Брестского областного краеведческого музея, а у второй семьи крестная детей – научный сотрудник этого же музея.
В одном из залов музея устроен уголок с мягкими кубами для сиденья, где и проходило занятие.
Постепенно подтянулись ещё люди, причём совершенно точно было интересно и взрослым. Маленькая вводная лекция про культурные слои, а потом сотрудник прямо со стенда снял висевшие там годами инструменты для раскопок – лопатки, кисточку, шпатели – и раздал их детям. «Копайте!», — сказал он, и дети вгрызлись в песок, как землеройки.
В песке были спрятаны настоящие фрагменты керамики, самшитового гребня и, как водится, много камней. Надо было видеть, с каким азартом все рыли, и как горели глаза, когда лопатка стучала о что-то твердое.
Следующий этап: прикрепить к планшету миллиметровую бумагу и описать свои находки по правилам, с чем тоже все справились. На память нам раздали буклеты «Берестья», а после ответили на все вопросы.
20 фактов о музее
К этому моменту подошла заведующая музеем «Берестье» Щерба Светлана Павловна и прочитала импровизированную, вдохновлённую, исключительно профессиональную и захватывающую лекцию про своё любимое детище.
Она рассказала невероятно много интересной информации, что-то мы слышали раньше, о другом узнали впервые. Запишем самые яркие моменты её рассказа:
- До раскопов Берестья археологи пытались копать на Центральном острове, но ничего не нашли.
- Когда археолог Петр Фёдорович Лысенко нашел, наконец, наш древний город, первое, что он увидел, была ярко-красная ягода клюквы, которая без доступа воздуха пролежала в земле несколько веков. А прямо у него на глазах сморщилась и почернела.
- Первый метод консервации был такой: найденные строения обмазали навозом и укутали в плёнку. Потом специально для «Берестья» был разработан новый метод, дешёвый, действенный, но, как потом выяснилось, очень канцерогенный: древесина обрабатывалась смолой, накрывалась парашютами и нагнеталась высокая температура.
- Здание «Берестья» построено из стекла, бетона и дерева и полно символов: например, форма у него как у древнего жилища, а темные своды означают, что земля раскрылась.
- Брестчане давно заметили, что в здании зимой было холоднее, чем на улице! Но оказывается, отопительное оборудование всё же существует. Правда, оно очень старое (35 лет) и настолько энергозатратное, что при включении практически обесточило всю Брестскую область.
- Нынешнюю экспозицию в «Берестье» заведующая назвала «позавчерашним днём». У неё большие планы на создание новой, современной, интерактивной выставки в каждом зале, в том числе голограммы купца, с которым можно будет даже поговорить.
- Ещё Светлана Павловна мечтает о скансене – наглядной иллюстрации жизни средневекового города. Воссоздать фрагмент средневековой улицы, посадить гончара, резчика по дереву, даже коз пустить… Но вокруг «Берестья» – крепостное укрепление 19 века, историко-культурная ценность нулевой категории, так что организовать что-то на этом месте практически невозможно.
- По мнению заведующей, если говорить об иностранных туристах, то замками их не удивишь. А такие абсолютно подлинные древние жилища уникальны, даже в Великом Новгороде сохранилось максимум 3-4 венца у домов. У нас же «чемпион» — 12-венцовый дом.
- Всего в городище насчитали 4 вида сложения венцов, в том числе один, характерный для Скандинавии.
- Очень вероятно, что под Берестьем остаются неизведанными постройки 12, ниже – 11 веков. По методологии раскопов, надо было продолжать и дальше. Но когда археологи обнаружили настолько уникальную сохранность 13 века, было принято решение остановиться на нём.
- Почему вообще дома сохранились, не были перестроены, сожжены? Потому что раньше не было профессии мусорщика. Дома строились с двускатной крышей, которую было легко поднять. Из-за остатков жизнедеятельности вокруг домов каждые 10 лет нижние венцы прятались под землю. Тогда крышу поднимали и наращивали новые. Мостовая в Берестье тоже, кстати, трёхслойная.
- Почему реконструированный домик такой маленький? Средний рост женщин в то время составлял 145 сантиметров, мужчина ростом в 160 см уже считался высоким. В маленьком доме проще было сохранить тепло: печи топились по-чёрному, дым выходил только через небольшую дверь и крошечные окна. Зимой в дом брали поросят и ягнят. Потолков в домах не было, так что большая часть дыма скапливалась под крышей. Но топили берёзовыми дровами, которые дают мало дыма, так что как-то справлялись.
- Стены изнутри не отделывались, оставались такими же, как снаружи. Мебель того времени – полати, лавки, столы, – использовали в наших деревнях вплоть до 19 века.
- В летописях, откуда мы в основном черпаем знания о прошлом, записывались важные события. А сведений об укладе жизни, об архитектуре оттуда не узнаешь. И благодаря уникальной сохранности Берестья мы узнали многие важные детали: к примеру, дома не имели прямой выход на мостовую, а стояли к ней тылом.
- Ходят слухи, что в Берестье чуть ли не половина всех домов восстановлена в наше время. Нет, всё подлинное! Всего на одном проблемном доме пришлось снять три верхних венца, т.к. они были поражены древесной гнилью.
- Самые уникальные находки – бритва 13 века, самшитовый гребень с буквами алфавита (в честь него назван модный в Бресте продукт питания – кто вспомнит, какой?), печать князя. Найденная тут бусина с шариками из металла подтвердила мнение наших учёных, что город – восточнославянский.
- В Берестье найдены признаки и христианства, и язычества. Например, есть «биполярная» икона: с одной стороны изображение христианского святого, с другой – медведь, от которого в 13 сторон расходятся змеи.
- В 13 веке в Берестье жили 1,5 – 2 тысячи человек.
- По негласной традиции, каждый школьник в Беларуси должен обязательно посетить два места: Хатынь и Брестскую крепость, обязательно с «Берестьем».
- Петр Лысенко, доктор исторических наук, нашедший Берестье и практически создавший сам музей, является почетным гражданином Турова, Пинска, но не Бреста.
Лю Сяо-Бо
Многа чаго дагэтуль не ведаў) Дзякуй.