Ходить в гости можно по праздникам или по случаю покупки нового дивана. Можно ходить в гости, когда скучно или нужно затестить на ком-то новый пирог. А можно пойти в гости, чтобы посмотреть, кто как живёт. Вы замечали, что пространство, в котором живёт человек, постепенно рисует его портрет? Значит, знакомство с домом – это и есть знакомство с человеком.

Три месяца назад в Бресте открылся четвертый детский дом семейного типа.

дом

На данный момент в нём живут супруги Виталий Иванов и Лариса Валитова, а также пятеро детей: Вадим 16 лет, Коля 9 лет, Влад 7 лет, Милиса 6 лет, Милана 3 года. Natatnik сходил в гости к маме Ларисе и узнал, как стать родителями-воспитателями и чему учить пятерых детей.

Важное решение

Как вы решились стать родителями-воспитателями?

Мой супруг является ведущим телеканала Беларусь-4. 1 июня прошлого года он вёл благотворительный телемарафон к Международному дню защиты детей. Он понял, что в республике много детей, которым нужна помощь и которые никому не нужны. После эфира Виталий позвонил мне и спросил: “Лариса, может это наша судьба заниматься этими детьми? А давай попробуем?” Я раздумывала всего минуту: “А давай!” До этого у меня 15 лет была стабильная работа и нескучная жизнь. Но после этого разговора мы начали интересоваться, как всё осуществить.

Как ваши близкие восприняли эту идею?

У мужа были натянуты отношения с отцом. Но благодаря этому дому они поговорили и возобновили общение. Моя мама вначале была настроена скептически, но когда увидела мои глаза после посещений приюта, сказала: “Иди! Забудь про свою старую работу, иди и добивайся!” Наши родители к нам приезжают, и дети их называют бабушками и дедушками.

Вы рассматривали другие формы воспитания детей: опекунство, усыновление?

Нет. Хотелось помочь большему количеству детей. Ведь приютские дети старше и они на усыновление не идут. Разбирают деток до трёх лет, а те, кто старше семи, никому не нужны. Интересно работать именно с ними.

Подготовка к замещающему родительству

Что происходит во время подготовки?

Мы “прошли” все структурные подразделения отдела образования, вплоть до председателя горисполкома и специалистов облисполкома. С нами знакомились, разговаривали, чтобы выяснить причины нашего решения. Так было, потому что мы единственные, у кого нет своих детей и педагогического стажа. Из практики сложилось, что именно по таким критериям подбирают родителей-воспитателей. Но это прямо не закреплено в законодательстве и можно было сделать исключение, тщательно нас изучив. У мужа есть педагогическое образование и опыт работы – это был плюс. Через полгода после всех собеседований, тестирований, экзаменов и полного курса обучения “замещающему родительству” у психологов в социальном приюте, нам озвучили свое заключение: “Да, мы хотим, чтобы Вы были приняты на эти должности”. В нас увидели желание заниматься воспитанием детей, то, что мы хотим вложить себя в них, а не просто выполнять работу.

Что касается правовой стороны вопроса, как всё регулируется?

Отдел образования (ОО) заключает трудовой договор с родителями-воспитателями на один год (с мамой на ставку, а с папой на 0,5 ставки), выплачивает зарплату и делает запись в трудовой книжке, т.е. фактически мы являемся работниками ОО Московского района. Трудовой договор могут расторгнуть, как с обычными работниками. Например, за неисполнение обязанностей. Поэтому к нам раз в две недели приходят специалисты ОО: проверяют условия жизни детей, а психологи проводят беседы с детьми и родителями. Кроме этого, можно работать в других местах. У нас есть табель рабочего времени, по законодательству установлена 40-часовая рабочая неделя и выходные. Но на практике отдыхаем и работаем, как обычные родители, хотя мы не жалуемся, нам нравится.

девушка, портрет
Когда звоню мужу, в шутку называю его “папа на полставки

Также законодательством установлен отпуск 56 дней, на время которого специалисты отдела образования направляют детей в школьные и детские лагеря, санатории, оздоровительные центры и т.п.

Выбор детей

Дети

Кто выбирает детей для жизни в детском доме?

Мы являемся работниками ОО Московского района Бреста, и в социальном приюте нам могли дать детей только из Московского района. У нас спросили, хотим ли мы выбрать детей сами? Мы отказались. Когда нам отобрали детей, мы должны были с ними познакомиться. Психологи предупредили, что если мы почувствуем малейший дискомфорт не только на психологическом, но и на физическом уровне (тактильные ощущения, индивидуальный запах человека), сказать им. Иначе мы не сможем жить в одном доме. Но у нас было всё отлично, мы ходили в приют каждый день, проводили время с детьми.

Количество детей определяли вы? Какой статус детей и их родителей?

Детский дом существует при условии проживания в нём минимум пятерых детей, максимум до десяти. У нас живут дети, оставшиеся без попечения родителей. То есть у них есть биологические родители, которые не смогли содержать их. Государство поместило детей в социальный приют. Если родители исправляются, детей возвращают в семью. Если нет, лишают родительских прав, а детей отдают на усыновление или в детский дом. Нашим детям повезло, они попали к нам. По мнению психологов, у детей, попавших в детдом, навсегда остаётся отпечаток на психике. Хотя и в нашей ситуации им не всегда легко. Биологические мамы и папы посещают нас по субботам. Тут есть тонкий психологический нюанс двойственного восприятия реальности. Например, был случай: мама и папа Влада сидят в зале, а он подходит к Виталику и спрашивает: “Папа, мне папа дал банан, можно я его съем?”

две девушки

В каком состоянии приходят родители? Какие они?

Трезвые и чистые. Мы имеем право не пустить или вызвать милицию, если видим, что они не “в лучшем виде”. Пока все приходили нормальные. На словах они тоже заинтересованы вернуть детей. Среди них есть детдомовские родители, есть родители, которые били и издевались над детьми, и дети помнят это. Один ребёнок рассказывал, как целый день простоял на балконе раздетый под дождём, а потом ещё получил ремнём от отца. Эти истории тяжело слушать. Когда не сталкиваешься с этим, кажется, что это в другом мире. Но такое, к сожалению, бывает.

Семейная атмосфера

А как вы наладили контакт с детьми?

Мы больше всего боялись за Вадима, ведь ему 15 лет, на тот момент он был отчислен из училища, с татуировками, курил. Нам рассказали его историю, и мы себе сформировали образ заочно. Но он оказался адекватнейшим мальчиком. Побеседовали – он прекрасно понимает, что сейчас нужно делать шаги в правильную жизнь. Вадим может сравнить, как жил с биологическими родителями и как живёт с нами. Мы общаемся с его девушкой и лучшим другом, они каждый день приходят в гости. День рождения девушки мы здесь отмечали, Вадим ей сам готовил. Мы ему распечатали 30 плакатов с разными высказываниями и жизненными принципами. Разложили на полу и предложили выбрать те, которые ближе ему по духу и которых он хочет придерживаться. Осталось пять, они сейчас висят у него на стене как напоминание. И именно от него мы чувствуем самую большую отдачу. Это подстёгивает и дальше заниматься детьми.

Плакаты

Дружат ли дети между собой?

Некоторые дети познакомились ещё в приюте и уже дружили (Коля, Влад и Вадим). Девчонки (Милана и Мелиса) не были знакомы, но буквально через неделю они уже сестрёнками звали друг друга. Про банан Влад спрашивал, потому что мы учим их делиться с другими детьми в доме. Когда мы только вселились, дети складывали “свою” еду в пакетик, подписывали и клали в холодильник, как в больнице. Мы их переучиваем. Если банан один, мы его делим между всеми детьми. Такой у нас принцип – у нас всё общее. Поэтому сейчас у нас заведено после посещения родителей разбирать подаренную еду и угощать других. И дети радуются и светятся при этом. Первое время родители учили их прятать колбасу и втихаря съесть самому. У нас даже самая маленькая Милана начала делиться, глядя на старших.

в доме, дом-интернат
Лариса с Виталием регулярно печатают познавательные плакаты и называют этот уголок “Познаем новое”

Бытовые вопросы

Есть ли у детей обязанности по дому, пытаются ли они отлынивать?

Дети могут жить в этом доме до 18 лет, если биологические родители не одумаются. Потом государство предоставляет им социальное жильё. И наша с мужем задача – научить культуре и подготовить их к жизни вне детского дома, максимально социализировать. У нас правило – мы не обслуживающий персонал и дом убираем все вместе. По субботам, после посещения родителей, мы занимаемся генеральной уборкой: кто-то пылесосит, кто-то пол моет, участвуют все. Мы объясняем им, что нас могут поменять, а вы можете здесь жить достаточно долго, и будет ли вам приятно пользоваться “запущенным” грязным унитазом или умывальником? Территорию тоже все вместе убираем и облагораживаем, всем выдаются грабли, тяпки, лопаты.

посадка деревьев

Что касается режима дня, тут у нас дисциплина. Подъем в 8 утра, отбой в 21 час независимо от возраста. Все расходятся по комнатам, но иногда могут перед сном книжку почитать или ещё чем-то «тихим» заняться. Все дети ходят в один сад и в одну школу, ближайшую к детскому дому. У нас это 10 школа и рядом с ней садик. Старшие Вадим и Коля ходят в школу сами, а младших утром вожу и забираю я.

Сложно ли было наладить питание на такую большую семью? Дети оставляют “заказы”, что приготовить, помогают ли сами?

К счастью, наши дети всеядные. Меню я не составляю, готовлю обычную домашнюю еду, то, что мне захочется. Только один раз было, когда Коля подошёл и попросил потушить капусту. Не пирожных и мороженных, а простой капусты. Мы за полезную еду, по утрам у нас каши. Милана не ела раньше каши, но как-то я попробовала приготовить манку, и она даже добавку попросила. Стараюсь готовить полноценные обеды: суп, второе и салат. Детей прошу только почистить картошку или лук с морковкой, то, чего надо много.

дом-интернат, дочки

Как одеваете детей?

На детские особо не разгуляешься. Поэтому смотрим, кому что надо, а не кто что просит. Можем закупаться в секонде. Дети на самом деле очень благодарны за всё. Опять же, друзья привозят детские вещи в хорошем состоянии. Берём всё, даже если пока не походит, – потом подрастут.

пакеты с одеждой

А как отдыхаете?

По воскресеньям мы все вместе выезжаем в город, в крепость, по фортам, в кино, в театр или кукольный театр ходим, можем печь пироги, просто погулять по городу – всегда что-то придумываем.

Дети

Ты любишь путешествовать, можно ли Вам брать с собой детей?

Мы являемся законными представителями ребёнка и можем взять кого-то с собой заграницу при наличии паспорта, визы и разрешения отдела образования. На данный момент паспорт есть только у старшего. С младшими я уже ездила в Минск и в санаторий «Нарач».

Финансовая помощь

Какие средства на содержание детей выделяются государством?

На открытие город подарил нам бытовую технику, велосипеды, игрушки. Ежемесячно нам выплачивают 200 рублей на каждого ребёнка, это так называемые “детские”. Их мы тратим только на детей и за каждую копейку должны представить отчёт – чек. Регулярно нам выделяют работника, который косит газон. Специалисты в нашем отделе образования всегда слышат нас и помогают во всех наших просьбах. Кроме того, помогают психологи из социального приюта.

дома

Кто-нибудь ещё помогает?

На открытие, по запросу отдела образования, предприятия и гипермаркеты города нам подарили “продуктовые пакеты”. На первое время они нам очень пригодились. Сэкономленные деньги мы потратили на необходимые вещи. Мы уже купили качественные матрасы детям, и фирма сделала нам хорошую скидку. Как-то утром мы дружно выходили из дома в школу и обнаружили на скамейке детский трекинг для машинок в отличном состоянии. Наверное кто-то из жителей соседних домов подарил. Друзья приносят игрушки для детей.

Лариса с Виталием создали группу “ВКонтакте”. Здесь можно посмотреть, как живёт семейный детский дом.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

 
 

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о