Вы можете просмотреть все шедевры итальянского и американского кинематографа, понимать все игры теней, все композиции, все отсылки и разобрать каждый просмотренный вами фильм на художественные детали. Но если вы не смотрели эти фильмы, то заходите поговорить о кино завтра.
Перед вами наш список из пяти советских фильмов, обязательных к просмотру. Можно относиться к СССР по-разному, но кино там снимать умели, это уж точно.
Пятое место.
«Тема», 1979 год.
Режиссёр — Глеб Панфилов.
Авторы сценария — Глеб Панфилов, Александр Червинский.
Золотой медведь Берлинского кинофестиваля 1986 года.
Всегда ли успех у публики заслужен и всегда ли успех приносит счастье? Можно ли не жить по написанному тобой самим? Кто такой «графоман»? В поиске темы для новой работы главный герой не только ответит для себя на эти вопросы, но и даст вам тему для размышлений.
Завязка: главный герой — преуспевающий драматург, который недоволен собой и отправляется в провинцию в поисках темы для новой работы.
Четвёртое место.
«Дорогая Елена Сергеевна», 1988.
Режиссёр — Эльдар Рязанов.
Авторы сценария — Эльдар Рязанов, Людмила Разумовская.
Стоит ли светлое будущее боли другого человека и на что может пойти человек ради небольшого преимущества перед остальными? Сможете ли вы быть верны своим принципам, зная, что вы всё равно проиграли? Это фильм о стойкости и беспринципности, вере и лукавстве. Фильм, в котором любая развязка была бы либо драмой, либо обманом.
Завязка: четверо выпускников приходят к учительнице с целью тайно исправить свои экзаменационные работы.
Третье место.
«Курьер», 1986.
Режиссёр — Карен Шахназаров.
Авторы сценария — Карен Шахназаров, Александр Бородянский.
По повести Карена Шахназарова «Курьер».
Как это — влюбиться из-за скуки? Можно ли понять Другого? Что значит «быть молодым»? Перед вами фильм, который всегда будет актуален, потому что всегда будут те, кто друг другу «неровня». Всегда будет актуален, потому что всегда будут те, кто не находит в обычной жизни путей к своим снам. Всегда будет актуален, потому что в этом фильме меньше, чем за минуту без единого слова показан непередаваемый ужас войны.
Завязка: молодой человек не поступает в институт и, едва устроившись на работу, встречает красивую девушку из совершенно другого общества.
Второе место.
«Восхождение», 1976.
Режиссёр — Лариса Шепитько.
Авторы сценария — Лариса Шепитько, Юрий Клепиков.
По повести Василя Быкова «Сотников».
Золотой медведь Берлинского кинофестиваля 1977 года.
Можно ли оставаться человеком не смотря ни на что? Это главный вопрос фильма. Не знаю, отражён ли он где-то так же ярко, как в этом кинопроизведении.
Актёра на главную роль искали, держа в уме образ Христа. Если бы не вмешательство Петра Машерова, плакавшего на предпросмотре, фильм бы не был пропущен цензурой. Василь Быков назвал Шепитько «Достоевским в юбке» и сказал, что если бы встретил её раньше, то написал бы «Сотникова» по-другому.
Завязка: двое партизан пытаются найти продовольствие для своего отряда, но попадают в деревню, в которой орудуют полицаи.
Первое место.
«Иди и смотри», 1985.
Режиссёр — Элем Климов.
Авторы сценария — Элем Климов, Алесь Адамович.
По мотивам произведений Алеся Адамовича, в первую очередь — «Я из огненной деревни».
Стоит ли спасение многих слезинки одного ребёнка?
Фильм, по которому учились снимать кино Спилберг и Малик. Фильм, который отказывался смотреть Тарантино, боясь попасть под влияние. Любая критика либо хвалит этот фильм, называя его лучшим или одним из лучших в своём роде, либо показывает полную безграмотность критикующего и его неосведомлённость в том, о чём он пытается говорить, — и это не преувеличение. «Иди и смотри» не получил в 1985 году Оскар и даже не был номинирован, хоть и претендовал. Вероятно, именно тогда начался закат этой кинопремии, которая в итоге перестала признавать лучших и стала поощрять подающих надежды.
Здесь нет героев, здесь нет победы, здесь нет необходимости и уж тем более здесь нет высшей цели. Этот фильм не о карателях, не о партизанах, не о Великой Отечественной. Этот фильм не о войне: он и есть война.
Завязка: просто начните смотреть этот фильм, я не смогу передать вам его содержание.
Трилогия Эйзенштейна: «Октябрь», «Стачка», «Броненосец Потемкин», «Конец Санкт-Петербурга» Пудовкина, «Мать», «Звенигора», «Земля» Довженко, «Человек с киноаппаратом» Дзига Вертов, «Аэлита» Протазанова, «Третья Мещанская» Роома — одни из самых значительнейших, начало советского кино.Еще Кулешов, «По закону», например.
Отличный список. Думаю, для многих (для меня точно) его можно использовать, если есть вопрос, а что смотреть.
Интересно было бы увидеть похожий, но с более поздними фильмами
[…] о союзниках, Главный либерал и ответ на вопрос, Иди и смотри. Топ-5 советских фильмов, В чём моя вина и что ты можешь с этим сделать, Сейчас […]