По просьбам читателей на этой неделе Natatnik рассказывает про книжные полки Катерины Таберко — хозяйки Книжного Шкапа, лучшего блогера по итогам Книжной премии Рунета 2014 года и просто замечательной мамы Главного Читателя и малыша Даника.
– Абсолютное большинство книг в моей библиотеке – детские. То, что читаю я, – это адская смесь классики, книг для души и бизнеса. В основном короткие рассказы, которые можно почитать без отрыва от производства. Если ребенок проснулся или его нужно кормить и приходится отложить книгу, нет сожаления. Из последнего – «Сказки для вундеркинда» Сигизмунда Кржижановского, психологически-философские сказки для детей и взрослых.
Мой герой – Михаил Веллер, мастер короткого рассказа. Из любимого – «Хочу быть дворником». Он очень актуальный, всю жизнь главный герой стремился кому-то доказать, что он молодец, а на самом деле мечтал подметать листья на рассвете. Пришлось пройти целую жизнь, чтобы позволить себе реализовать мечту.
Я очень люблю Ильфа и Петрова. У меня есть редкая книга, мне прислали её по книгообмену. Это репринт первой публикации в журнале «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок», 1928 год и 1931 год соответственно.
Есть репринты «Мурзилки», все тома. Вообще репринт – это идея, которая могла бы приносить доход, если бы большее количество людей ностальгировало, понимало ценность или сиюминутность современных произведений. Пока же это печатается себе в убыток.
Я большой фанат всего, что касается эпоса, мифологии, люблю истории, предания разных краев. Мне кажется, это шикарно, в них такой труд вложен, такое понимание своей местности. Беларусам этого не хватает.
У меня два издания «Калевалы», хотя хватило бы и одного. Это эпос о сотворении мира, который придумали финны. Он будоражит умы художников столетия, здесь очень большой простор для выдумки. Одно издание с иллюстрациями Николая Кочергина, другое – Тамары Юфы.
Такие книги больше соответствуют моему возрасту. Но если читать как сказку, без второго слоя и подоплёк, можно давать и детям, как только они увлекаются былинами, историями о богатырях.
У меня огромная коллекция японских сказок. Они очень необычные, их невозможно с чем-то сравнить. В них нет открытой морали, как в русских сказках, нет хороших и плохих. Они текучие, медленные, всегда очень красивые.
Я в восторге от иллюстраций Трауготов. Это отец и два брата. Посмотрите, как они делают: они рисуют пером и акварелью сразу, без эскиза. Рисунки такие лёгкие, воздушные, эмоции сохраняются. У них удивительным образом получается словить момент.
Долго охотилась за изданием «Мастера и Маргариты» с их иллюстрациями. В итоге книгу выпустило издательство «Вита Нова», но здесь и бумага не та, и иллюстрации. Но издание получилось все равно очень приятное.
Я стараюсь не коллекционировать одни и те же книги, но с «Алисой в стране чудес» это невозможно. Вот первое в России факсимильное издание, здесь всё так, как в своё время писал Кэрролл. В конце есть фокус – издатели предоставили возможность посмотреть, какой автор нарисовал Алису и какой она была на самом деле.
«Алиса в стране чудес. В стране чудес Алисы» – отличное издание, в нём собраны работы всех иллюстраторов «Алисы», начиная с Артура Рэкхема и Джона Танниела и заканчивая Сальвадором Дали, рассказана предыстория создания книги. Для поклонников произведения – это хрестоматия, путеводитель, который подскажет, что бы еще для коллекции можно приобрести.
Я люблю комиксы. Это может странно звучать для такого ценителя детской книги, но бывают комиксы – произведения искусства. Вот, например, Шон Тан, у него много интересных книг.
«Малыш Немо в сонной стране» – очень клёвая книга. Винзор МакКей был первым в Америке, кто стал рисовать комиксы. Книга неспроста такая гигантская, она как раз вписывается в формат газетного листа. Такие комиксы для размышлений. Я её знаю наизусть, могу в голове любую картинку вспомнить.
Есть у меня и самый первый советский комикс – «Рассказы в картинках» Николая Радлова, 1937 год. Его комиксы, как правило, уже понимают детки от 3 лет.
Люди немного предвзято относятся к комиксам. Нас долгие годы убеждали, что книжка без букв не может быть обучающей, а значит, она бесполезна. Но это не так. Комиксы учат построению фраз, вычленению главных и второстепенных героев, основам пересказа, развивают речь и фантазию. Я своим детям прививаю любовь к качественным комиксам. Я считаю, что важно уметь читать с иллюстраций, воображать себе текст. Чтобы воспринимать комиксы, нужно учиться постепенно, сходу тяжёлую книгу не каждый осилит. Подумает, что ерунда, и не поймёт суть.
«История старой квартиры» – детско-взрослая книга. В этом году она очень много наград и премий завоевала. Книга замечательная, детальная. Она про то, как было, как мы жили. Хочется, чтобы дети знали об этом. Сейчас многие читают стих Барто «Идёт бычок качается» и не понимают, что это значит.
«История одного дома» – мне очень нравится идея. Через жизнь дома показана история нескольких поколений.
«Сказочная Вселенная» – это тот случай, когда ищешь компромисс между текстом и иллюстрациями и всё-таки выбираешь текст. Картинки просто ужасные, но очень доступно изложена информация. Через путешествие гнома и его друзей объясняется устройство всего нашего мира.
Я очень долго искала русское издание сказок Беатрис Поттер, но в итоге купила на английском языке. Поттер писала без прикрас, она считала, дети должны знать такую правду. Например, кролика Питера запекли в пирог и съели. Через истории про нарисованных милых животных она показывала весь треш предстоящей взрослой жизни.
В Беларуси проблема с детскими книгами. Есть ряд очень талантливых иллюстраторов, которых не замечает Министерство культуры. Зато продвигаются иллюстраторы, которые рисовать не умеют. Растят иллюстраторов, которые продвигаются, но рисовать при этом не умеют. На выходе получается то, что получается. Кроме того, все книги издаются у нас, хотя в Твери или Харькове это можно делать в разы дешевле. Книги получаются серые, ужасно свёрстанные и плохого качества.
При этом есть очень хорошая, на удивление объективная премия Цётки. Её получают действительно талантливые иллюстраторы. А в остальном – я беларуские книги детям очень избирательно приобретаю.
«Звучит» – очень крутая книга от издательства Лебедева. Наконец-то он и для детей выпустил что-то полезное. Это вырезной виммельбух.
В блоге вызвала бурное обсуждение книга голландского художника Рина Поортфлита и учёного Вила Хёйгена «Энциклопедия гномов». В ней гномы изображены голыми. Но я не вижу в этом ничего такого. На самом деле книга очень реалистичная. Гномы показаны не фантастическими существами, а реальными жителями: есть рост, вес, привычки, уклад, где и как они живут. Мои дети искренне верят, что гномы в действительности существуют.
На форумах часто спрашивают, нужно ли читать детям страшные сказки. Я считаю, что нужно, потому что ребёнок проживает эту ситуацию через вымышленную историю, а не потом в жизни. Он учится реагировать на это и не сдерживает свои чувства, понимает их. Вообще нестрашных сказок не бывает, только у японцев нет крови, жестокости, предательств. В каждой третьей русской сказке есть живая и мертвая вода, потому что кто-то постоянно погибает.
«Там, где живут чудовища» – очень классная история. Я веду занятия по детским книгам и включила её в программу как обязательную. Очень красивая, глубокая, мудрая история про мальчика, который приручил свои страхи. Долгое время родители думали, что книга провоцирует страхи малыша: «Мой ребенок ничего не боится, зачем ему навязывать это». Но нет детей, которые ничего не боятся. Есть дети, которые никому не рассказывают о своих страхах.
Эта книга помогает детям преодолеть страхи. Она о том, что какой бы ты ни был и что бы ты ни сделал, тебя дома всегда любят и ждут. То, что я всегда пытаюсь своим детям сказать. Я могу быть недовольна, мне может что-то не нравится, но что бы ты ни сделал, я тебя всегда люблю, любого.
Фото Максима Хлебца
Да, здорово, что вы пришли в гости к Катерине Таберко!