У стойки регистрации авиарейса Брест — Бургас (Болгария) слышу шёпоток. Оглядываюсь. Семейная пара улыбается и машет нашей годовалой дочери. “А мы своего сына оставили дома… Я от груди его специально отлучала…”, — с сожалением говорит девушка. Ей так показалось удобней. Для нас же путешествие с детьми — а почему бы и… да!

В нашей копилке несколько небольших поездок и два десятидневных тура: с полуторогодовалой дочкой в 2016 году (Польша — Испания — Канарские острова – Андорра) и опыт пакетного тура в Болгарию с двумя детками (3 года и 1 год) в 2018-м. В каждом из вариантов свои плюсы и минусы, но общий костяк один.

Как мы выбирали страну для путешествия

В 2016 году наша семья состояла из трёх человек: папа, мама и полуторогодовалая дочь. Длинная часть отпуска мужа попала на зиму, и в это время года отдых хотелось провести в тепле. Полететь захотели в новую для нас страну и стали засматриваться на Тунис, Марокко, Испанию, Израиль и Грецию. После раздумий и чтения форума Винского выбрали Канарские острова. Вылетать решили из Варшавы и на airixo подобрали наиболее подходящий по цене и датам вылет. Варшава-Пуэрто-дель-Росарио – прямой рейс длиной в 6 часов.

Обратного прямого рейса на нужные нам даты не было, поэтому летели мы через Барселону, остановившись в столице Каталонии на три дня. Да ещё и в Андорре побывать успели.

Выбор страны для летнего отпуска 2018 года пал на Болгарию. Интернет-сёрфинг не показал ничего лучше путёвки из туристического агентства: самостоятельное путешествие в Болгарию с учётом питания выходило дороже пакетного тура. Раннее бронирование, отель с номером-апартаментами (там есть кухня), завтрак-ужин и 10 минут до моря пешком обошлись нашей семье из четверых человек в 1060 евро.

Как мы готовились к перелёту

Приехать в аэропорт Бреста можно с родственниками, на автобусе или на такси. Такси лучше заказать накануне, чтобы к нужному времени оно прибыло наверняка. Приезжать в брестский аэропорт лучше максимум за 1,5-2 часа, так как делать там совершенно нечего.

К вылету из Варшавы мы подготавливались более основательно. Вылет был ранний, поэтому бронировали в самой Варшаве номер в отеле Ibis. Он часто предлагает акции, на одну из которых мы и попали. Номер на семью обошёлся в 9 евро без завтрака. Проснувшись утром, мы направились к аэропорту в Modlin. Свой автомобиль оставили на одной из стоянок, каких по пути в аэропорт несколько. На паркинге предлагают дополнительную услугу – отвезти путешественников в аэропорт и встретить их по прилёту.

Что взять для ребёнка в путешествие

— коляску или эргорюкзак – для путешествия с малышом это самая необходимая вещь;

— каши и детское питание, питьевую воду, фрукты, сухофрукты, печенье – их разрешено брать на борт самолёта, если ребёнок маленький;

— чайную ложку;

— носовой платок и влажные салфетки;

— игрушки, шуршалки, пищалки. Их лучше одолжить у друзей, чтобы для малыша они были незнакомыми;

— аптечку.

Как мы выбирали жильё

Для отдыха на Канарских островах мы искали апартаменты с кухней. Они нашлись по доступной цене на booking.com. В Барселоне бронировали квартиры по Airbnb. Выбрать квартиру, когда есть ребёнок, несколько сложнее – многие хозяева не хотят сдавать апартаменты семьям. Этому могут быть разные причины, но обязательства предоставить детский стульчик и кроватку – главные из них. Мы знали, что договориться можно, поэтому одну ночь ночевали втроём на одной кровати в апартаментах без child friendly.

С выбором отеля для летнего отдыха нам помогал туроператор. Важным критерием был пологий вход в воду на пляже, а в номере — кухня, так как отельные завтраки не подходили нашим детям. Отель, в котором мы жили,  работал по системе “завтрак + ужин”, но днём можно было спуститься вниз и выбрать один обеденный комплекс из трёх по цене 5-7 евро за три блюда.

Где и что поесть

На этот вопрос помогал ответить знакомый уже форум Винского. Во многих городах работают так называемые заведения-телеги, когда посетитель платит за вход (9-15 евро) и ест сколько хочет, но еду выносить нельзя. Также в популярных туристических местах, да и не только в них, рестораны и кафе часто предлагают обеденные комплексы за 10-12 евро. Нам хватало два обеденных меню на семью.

Страха, что дети будут голодные, не было. Мы не делим пищу на детскую и взрослую, стол всегда был общим. Здесь я оговорюсь: еда в нашей семье здоровая (никаких сосисок, майонеза и жареного). Но даже если ребёнок и отказался бы есть, ничего страшного в недельной диете я не вижу: похудеет – наверстает дома. Плюс до двухлетнего возраста малыша я сохраняю грудное вскармливание – это прекрасная форма питания, которая всегда с собой.

Как интересно проводить время с малышом в путешествии

Ни в одной из наших поездок с детьми мы не планировали увидеть всё, что есть примечательного в городе. Хотели окунуться в атмосферу нового места и наслаждаться увиденным, прогуливаясь просто так, без определённой цели. Ребёнок всегда найдёт, чем заняться, и мы не пытались развлекать детей специально. Дети и правда находили занятие. Пока мы купались в океане, они играли с песком. Пока рассматривали сувениры, они собирали на дороге камни. Пока бодро шагали вверх в горы, они тягали нас за уши, сидя на руках.

В путешествии мы брали машину напрокат и катались, разглядывая достопримечательности и заезжая в небольшие городки на прогулку.

Встречали утром и провожали вечером солнце.

Гуляли по паркам и посещали музеи.

Бегали по утрам по новым маршрутам.

И из каждого нового места отправляли сами себе открытку с приветом.

Как проходил наш день

Утро каждого дня поездки начиналось до 8 часов. Я готовила кашу, тосты, нарезала сыр и заваривала чай. Если же завтрак был включён, то мы всей семьёй отправлялись в кафе отеля. После завтрака следовало умывание и переодевание, затем — вперёд, на улицу. Пляж, поездка, прогулка – мы проводили время так же, как и в холостяцких путешествиях. Дети прекрасно спят в колясках, довольствуются бананом или печеньем в качестве перекуса и замечательно на нём держатся до полноценного обеда или ужина.

Мы не боялись, что малышам не хватит чистой одежды, и не паковали в чемодан комод вещей: во всех съёмных апартаментах есть полотенцесушитель и мыло. А когда малыши пачкались на улице или в ресторанах – что ж такого, детство должно быть ярким!

Поездки и перелёты попадали на разное время, не всегда удобное. Так, в Барселону мы прилетели в час ночи, а из Бургаса вылетали в 8 утра (проснуться в тот день пришлось в 04:10). Из Андорры мы ехали на автобусе четыре часа, а в крошечной зоне вылета брестского аэропорта торчали целый час. Были и капризы, и вопросы, но истерик не было. С опытом я увидела прямую связь: настроение родителя передаётся ребёнку. Если нам было хорошо, было хорошо и детям.

Домой после дня прогулок и осмотров мы возвращались поздно. Готовили вечерний чай и укладывали детей спать. Когда в номерах или комнатах не было кроваток, малыши спали с нами.

Конечно, у путешествия с детьми есть и свои минусы: нужно брать багаж побольше, расстояния проходить поменьше, быть готовым к истерикам и исключить походы в ночные бары. Но если поехать хочется, а страшно, возьмите аптечку и перекус и представьте, что вы просто выехали в соседний город. И тогда всё получится.