Недоношенными считают детей, рождённых до 260 дня беременности. Ежегодно около 15 миллионов детей рождается раньше срока – это каждый десятый ребёнок на Земле, в среднем 10% от числа всех новорождённых. В Беларуси эта цифра колеблется от 4 до 6%. Достижения медицины позволяют таким малышам выжить. Программы ранней реабилитации способствуют восстановлению, а психологические знания помогают как ребёнку, так и его родителям чувствовать себя полноценными людьми.

В Международный день недоношенных детей, который отмечается 17 ноября, Natatnik узнал у перинатального психолога Елены Корзун о том, с какими чувствами сталкиваются родители “торопыжек” и как помочь себе, своим близким и, конечно, самому малышу справиться с этой непростой ситуацией.

– Что переживают родители, если ребёнок появился раньше запланированного срока?

– Благополучное разрешение беременности создаёт для женщины чувство реального, настоящего материнства. Ребёнок постоянно доказывает матери её нужность, требуя еды и ухода. Когда малыш рождается раньше срока, его помещают в специальный “инкубатор” – кувез для новорождённого. В такой ситуации возможности мамы резко ограничиваются, а с её чувствами происходит большая неразбериха. Здесь могут присутствовать как страх, так и недоумение, обида, вина, злость и много других.

У мамы снижается уверенность в себе, зарождается чувство материнской несостоятельности. Её разум шепчет: “Врачи для него делают всё необходимое”, а материнство спорит: “Ему сейчас нужна только я”. Её ребёнок находится на попечении других людей, а ей самой чаще отводится роль наблюдателя в дальнем ряду, а это ещё больше усиливает чувство материнской несостоятельности. В таких условиях чувство вины неизбежно внедряется в душевное состояние женщины, подвигая матерей к “самокопанию” – анализу событий, произошедших во время беременности, поиску причин случившегося или даже к самообвинениям в безответственности. Женщины могут запрещать себе улыбаться. Направлять агрессию на себя: “Не доносила – не заслуживаю ни еды, ни питья…”, отказываться от простых житейских удобств и радостей. Чувство злости проявляется в обвинениях других людей, причастных к событиям – врачей, членов семьи.

дети ребенок

За время беременности мозг родителей настраивается на конкретную дату рождения малыша. Роды для женщины – это потеря части себя. В норме всё понятно: тот, кто жил во мне, теперь живёт рядом – психика постепенно усваивает новую роль мамы. В случае преждевременных родов происходит нарушение порядка событий – ребёнок уже вне мамы, а её психика ещё “донашивает” беременность. Здесь очень важно маме поскорее присоединиться к ребёнку хотя бы визуально. Всячески стремиться и стараться быть рядом с ребёнком. Под наблюдением медработников осваивать приёмы ухода и кормления, не бояться прикасаться к ребёнку. А медицинским работникам не предлагать ей покинуть палату интенсивной помощи, а напротив, всячески побуждать к посещениям и участию в уходе за малюткой. К сожалению, сегодня в нашей стране ещё не во всех лечебных учреждениях есть специально оборудованные семейные боксы. Если же мама не видит новорожденного ребенка больше двух недель, то у неё может возникнуть реакция горевания – состояние, которое человек испытывает при смерти близкого родственника.

Опасения за жизнь ребёнка и страх его потерять приводят к тому, что матери часто сдерживают стремления в привязанностях к малышу, пугаются зарождающихся тёплых импульсов: не присваивают имя, говорят о нём в третье лице, отодвигают покупки детских вещей в неопределённое будущее, страшатся строить планы.

Папы, как правило, более рациональны, готовы к конструктивному диалогу со специалистами, но им сложно самостоятельно разобраться в механизме чувствования мамы. Они многое могут сделать, но должны быть подготовлены для такой работы. В таких ситуациях очень полезно общение с врачами-неонатологами и перинатальными и семейными психологами.

– Надо ли говорить во время беременности о возможности рождения недоношенного ребёнка? Не будет ли это “программированием” женщины на такой исход?

– Если в беременности не было отклонений, то женщину “запрограммировать” на досрочные роды невозможно. Есть смысл предупреждать о различных вариантах течения беременности, чтобы женщина имела алгоритм действий в такой ситуации. Например, когда мы собираемся в путешествие и знаем, что на пути будут кафе, где можно подкрепиться, то не тащим целый рюкзак еды, но в тоже время пакетик сухариков и бутылка воды всегда с нами. Информацию давать надо. Любое пособие по подготовке к родам всегда имеет главу: “Если что-то пошло не так”.

А вот, если женщина попадает в группу риска во время беременности, то важно работать в схеме помощи по увеличению срока вынашивания. Чтобы она задалась вопросами: “А что я ещё могу сделать для улучшения ситуации? Кто может меня поддерживать на этом пути?”

дети ребенок

– Как членам семьи организовать поддержку для мамы недоношенного ребёнка?

– Когда малыш рождается раньше срока, практически все члены расширенной семьи начинают “действовать”. Особенно активно включаются бабушки, реже дедушки: часто звонят врачам, стараются раньше мамы посетить малыша в больнице. Если мама уже присоединилась к малютке, то засыпают её вопросами: “А что сказал доктор?”, “А какие анализы, что ему делают?”, “Когда уже приложишь ребёнка к груди?” и т.п. Мама ребёнка-торопыжки ещё сама пребывает в растерянности и неопределённости, поэтому ей трудно давать ответы. Надо учитывать, что у любой женщины после родов повышается слезливость – это неотъемлемая особенность восстановления гормонального баланса на уровень, который был до беременности. У мамы недоношенного ребёнка поводов, чтобы “включить слёзы”, предостаточно даже, на первый взгляд, в нейтральных вопросах. Есть над чем задуматься родным и близким. Лучше наберитесь терпения, а свою собственную тревогу снижайте полезной активностью. Можно распределить обязанности: кто будет маме приносить домашние обеды, кто будет сидеть со старшим ребёнком, кто будет общаться с религиозными и духовными наставниками. Создать поддержку – это не проявлять навязчивое беспокойство; минимизировать вопросы на медицинские темы, не блуждать в дебрях интернета в поисках значений латинских терминов; не замалчивать разговоры на обыденные житейские темы; хлопотать о приданном для малыша, об организации детского пространства в квартире; научиться вязать носки крошечного размера и связать несколько пар; уделять большое внимание лактации, делать всё возможное для её сохранения; заботиться о собственном комфорте – есть, спать, не отказываться от совместных (с любым родственником) спокойных прогулок в парке, в лесу.

– Что чувствует в это время ребёнок?

– Однозначно ответить на этот вопрос сложно. Мы можем лишь моделировать его чувства. Исследования в этой области ведутся довольно интенсивно. Ранний опыт взаимодействия матери и ребёнка является матрицей для последующего отношения человека к миру и другим людям, но её можно усложнять и моделировать, это не данность на века.

Особенности проживания перинатального периода всегда оставляют свой след в психике человека. Наша задача – минимизировать их негативный фон. Если мы будем говорить о вынужденной материнской депривации, когда разрыв диады (пары) мать-дитя происходит по жизненным показаниям (например, сама мама в реанимации или старший сильно заболел и некому больше о нём позаботиться…), то важно разобраться с чувствами мамы: страха, тревоги, вины, злости. В моей практике немало примеров, когда, активизируя материнскую уверенность с одной стороны и родительскую компетентность пары с другой, мы могли снижать тревогу недоношенного малыша. А с другой стороны – доношенные дети выдавали целый спектр невротических дисфункций, только по причине, что родители были неспособны совладать со своими чувствами, хотя их никто после рождения не разлучал.

дети ребенок

– Как минимизировать последствия расставания ребёнка и мамы?

– Критическое состояние здоровья ребёнка, необходимость перевода в реанимационное отделение, где не предусмотрено нахождение матери, кувез, подключение к аппарату искусственной вентиляции лёгких лишают малыша материнского участия и негативно влияют на формирование безопасной привязанности. Именно поэтому ребёнка и маму надо соединить как можно раньше, как минимум визуально.

Формирование привязанности строится не на количестве времени пребывания вместе. Здесь нельзя сказать, что чем я дольше сижу у кувеза или кроватки малыша, тем лучше. Важно знать, зачем я это делаю. Мама может быть целый день рядом, но не понимать цель своего пребывания, особенно если период выхаживания протекает с осложнениями и над ребёнком постоянно хлопочут медики. Здесь особенно уместна психологическая помощь маме: проявить и осознать собственные чувства, научиться улавливать чувства ребёнка – раскодировать его плач, которым он сообщает о своих потребностях.

Знание о том, что ранние годы жизни ребёнка являются критическим периодом в его развитии и временем, когда закладываются основы будущей личности, уже достаточно прочно усвоено обществом. Однако тот факт, что этот же период является важнейшим этапом в развитии родителей малыша, ступенью в формировании их родительства – материнской и отцовской уверенности и компетентности – ещё не столь хорошо укрепился в сознании людей. Профессиональная помощь, оказанная родителям ребёнка в критические месяцы непосредственно перед и сразу после рождения малыша, а также в первые годы его жизни, может способствовать развитию у пары нежного и понимающего отношения к своему ребёнку и, в конечном итоге, вывести её на оптимальный режим функционирования семьи. Есть все основания полагать, что чувства родителей в этот период наиболее пластичны и легко поддаются внешнему воздействию, а это значит, что умелое и своевременное участие может способствовать формированию безопасной привязанности в системе ребёнок-родители.

дети ребенок

– На что стоит обратить внимание семьи после выписки ребёнка из больницы?

– Рождение недоношенного ребёнка является стрессовой ситуацией, как для матери, так и для остальных членов семьи. Поэтому знакомые способы совладания становятся малоэффективными. Приходится осваивать новые схемы поведения, меняться самим, подстраиваясь под состояние ребёнка. Надо настраиваться на работу. Родительство – это труд. От него невозможно отдохнуть. Можно только научиться отдыхать в нём.

Поскольку психоэмоциональное состояние отца и матери подвергается значительным перегрузкам, а интенсивность переживаний столь велика, то членам семьи самостоятельно справиться порой не под силу. Оптимальной является комплексная помощь – медицинская, психологическая и социальная для всех членов семьи в различных пропорциях. И особое внимание следует обратить на возможность взаимной поддержки друг друга.

Сегодня в мировой практике выхаживания недоношенных детей используется медицинское лечение ребёнка, в которое обязательно встраивается психологическое и социальное сопровождение родителей и членов семьи. Основные задачи такого интегрированного подхода: предотвращение нарушений адаптации и стрессовых расстройств у матери и членов семьи; улучшение развития ребёнка, особенно неврологического, через развитие привязанности матери/родителей и ребёнка; закрепление успеха клинической помощи в больнице и продолжение поддержки семьи через амбулаторное наблюдение в поликлинике.

Психологическая помощь в нашем городе всё увереннее входит в различные стороны жизни. Так, например, медицинские психологи работают во всех женских консультациях города, в роддоме, детской больнице, в поликлиниках.

Кроме узких специалистов родителям стоит налаживать контакты с теми семьями, которые уже достигли успехов на подобном пути и готовы делиться знаниями, навыками и даже предметами или приспособлениями развивающего характера. Например, в Бресте есть представительство Республиканского общественного объединения родителей недоношенных детей “Рано“. В психотерапевтическом центре С. Шиманского можно получить консультацию перинатального психолога. “Малышкина школа” предлагает ряд мероприятий направленных на сопровождение “проблемных” родителей и работает в режиме профилактики. Многие рукодельницы города объединяются в проекте “Чудо-осьминожки“. Неоценимую помощь по раннему вмешательству оказывает Брестский областной центр медицинской реабилитации “Тонус”.

дети ребенок

Фото: детский и семейный фотограф Нина Наумик

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

 
 

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о