27 марта в Бресте завершили раскопки на месте строительства «Прибужского квартала». По информации горисполкома, из земли были извлечены кости 1214 человек. Разбираемся в спорных моментах всей истории.

Было ли изначально известно о костях, которые находятся в месте строительства?

Информация о том, что экскаватор достал из земли первые кости в строящемся квартале, не была неожиданностью. О том, что в этом месте находятся братские могилы, писал ещё отец нынешнего главного архитектора города Николай Власюк в своей выпускной работе в 1997 году.

Кроме того, в советское время недалеко от этих братских могил уже извлекали кости более 600 человек, позже там поставили памятник 34 000 евреям, которые погибли в гетто и на Бронной горе. Тогда никаких раскопок не проводилось, а многие останки даже не извлекли. Прежде чем отдать инвестору землю под застройку, на этом месте должны были пройти исследования, которых не провели.

Прибужский квартал

Александр Рогачук на пресс-конференции также подтвердил, что о костях знали, просто не думали, что их будет столько.

Как расстреливали людей в этом дворе?

Многие СМИ писали том, что убийства производились выстрелом в голову у ямы. Такие комментарии давали солдаты поискового батальона, такая версия была и у горисполкома. Она подтверждается исключительно наблюдениями солдат, которые видели пулевые отверстия в найденных черепах.

Единственные кости, которые были исследованы судмедэкспертами отдела медико-криминалистических экспертиз управления Государственного комитета судебных экспертиз по Брестской области, были получены ими 19 января. По нашей информации, не у всех были пулевые отверстия в черепах, также были отверстия в других костях. Что скорее подтверждает версию, о которой нам рассказал Владимир Губенко:

“В 66-67-годах в одном из домов рядом с местом расстрела жила моя одноклассница. Она рассказывала, что на чердаке дома всё было усыпано гильзами. Из-за этого она боялась подыматься наверх. Сколько там гильзы пролежали – неизвестно, возможно они и сейчас там были, но дома же просто разрушили, никто не искал. Именно с чердака и проводился расстрел. Звук выстрелов скрадывался зданиями и крышей, и когда стреляли сверху вниз, не нужна была стена. И поэтому совпадает то, что не могут найти гильзы. Даже если они и остались, то в другом месте надо искать”.

Почему не делают анализ ДНК и другие экспертизы?

Вопрос, который задают многие. Чиновники говорят, что это слишком дорого, займёт много времени и никому не надо. Отвечаем по каждому пункту.

Действительно, судмедэксперты не получали больше костей на исследование. Это парализовало бы весь отдел на год, а может и больше. Поэтому по первым костям было всего два вопроса: количество людей и сколько лет найденным останкам. Никаких других экспертиз не проводилось. Мы не сможем узнать точно, сколько всего человек найдено в «расстрельных дворах» (1214 — оценка солдат поискового батальона, а не экспертов); сколько мужчин, женщин, детей; как проводились расстрелы и т.д. Кстати, утверждается, что были найдены гильзы, но их фотографий пока никто не опубликовал.

Да, анализ ДНК по костям стоит дорого — около 300 долларов за 1 экспертизу. В Беларуси нет своей лаборатории, ближайшие страны, куда можно отправить материалы — Польша и Эстония. Даже по известному количеству найденных останков вся экспертиза обойдётся примерно в 400 тысяч долларов.

Однако антропологи института истории НАН Беларуси готовы собрать базу данных по костям своими средствами. Такая база данных может стать своеобразным архивом и дождаться анализа ДНК через несколько лет. До перезахоронения ещё есть время, чтобы городские власти пригласили специалиста. Также антропологи смогли бы ответить на вопрос, все ли расстрелянные являются евреями. Но пока город не обращался к ним за помощью.

Уже сегодня есть несколько запросов от евреев, которые живут в Израиле и США, которые хотят узнать, будут ли сделаны анализы ДНК. Их интересует вопрос, были ли расстреляны их родственники в центре Бреста.

Что сейчас с останками?

Останки упакованы в мешки и лежат в одной из казарм Брестской крепости.

Кости
Фото со страницы facebook Ирины Лавровской

На Северном кладбище уже подготовили место для их перезахоронения. По предварительной информации, перезахоронение пройдёт в начале мая по еврейским традициям.

Северное кладбище, памятник евреям

Что будет на месте раскопок?

Александр Рогачук на той же пресс-конференции рассказал, что средствами инвестора в этом месте появится мемориальный знак. Как он будет выглядеть, пока неизвестно. Также было предложение сделать ещё один памятник на Дзержинского, рядом с тем, что есть. Никакого дома и «даже парковки» на месте братских могил не будет, заверил председатель горисполкома.

Есть вероятность, что подняли наверх не все кости в «расстрельных дворах». Ранее появлялась информация, что поднимут асфальт в продолжении улицы рядом с «Бресткнигой», но раскопки завершили. Специалисты сообщили, что обследовали прилегающую к месту расстрела территорию и человеческих останков не нашли.

Председатель горисполкома сказал, что город собирается расторгать инвест-договор с застройщиком, потому что последний не выполняет в полном объёме условия финансирования строительства. В ООО «Прибужский квартал» нам сообщили, что никакого уведомления о расторжения они не получали. Что касается памятного знака на этом месте, то застройщик ведёт переговоры с горисполкомом и еврейской общиной и готов посодействовать в установке памятного знака.

Фото на главной Васіля Пашалюка, со страницы facebook Ирины Лавровской, Natatnik

Подписаться
Уведомление о
guest
6 комментариев
старее
новее большинство голосов
Inline Feedbacks
View all comments
Валерий
Валерий
5 лет назад

поправка: О том, что в этом месте находятся братские могилы, писал ещё отец нынешнего главного архитектора города Николай Николаевич Власюк-старший в своей выпускной работе в 1997 году.

Сергей
Сергей
5 лет назад

ИМЕННО (почему?) с чердака и проводился расстрел. Звук выстрелов скрадывался зданиями и крышей (?), и когда стреляли сверху вниз, не нужна была стена (какая стена? это о чем?) . И поэтому совпадает то, что не могут найти гильзы. Даже если они и остались, то в другом месте надо искать”. все уже, видимо, знают, кто интересуется, что гильзы находили. и много.

сергей
сергей
5 лет назад

журналист должен опираться на факты. «скорее», это рассуждизм. нечего думать, эта версия не выглядит правдоподобной.