Культуролог и заместитель директора Фонда развития Брестской крепости Алина Деревянко встретилась с директором Ассоциации музеев Амстердама Бьерном Стенверсом, чтобы получить ответы на актуальные для города вопросы: чего не хватает Бресту для привлечения туристов? Чем заняться креативной и образованной молодежи и как найти своё место под солнцем? А также немного о подготовке Бреста к 1000-летию: какова роль брендинга в имидже города? Как атмосфера современного города зависит от появления коворкингов, креативных хабов и культурных пространств?
Сколько раз вы были в Беларуси? Какие на ваш взгляд наиболее привлекательные для туристов места в Бресте?
– О, я даже не помню десять или пятнадцать раз? В Бресте я был уже пять, шесть или даже больше… Конечно, самое известное в городе – Брестская крепость. Но кроме неё есть и музеи: Музей спасенных ценностей, Краеведческий музей, Музей города. Ваша главная улица для шопинга – отличная! Мне нравятся парки и футбольный стадион, когда там проходит матч. Но по моим наблюдениям, основная причина, почему всё же люди приезжают в Брест – чтобы проехать через Брест. Они едут из Москвы в Европу, или из Европы в Беларусь. Если посмотреть на цифры, значительное большинство – это проезжающие туристы.
Что следовало бы развивать городу или во что инвестировать, чтобы привлечь этих «проезжающих через Брест» людей?
– Я думаю, уже многое сделано на пути к этому и город постоянно развивается. Например, гостеприимство – оно уже есть! Приятные люди, хорошая еда, неплохие отели, климат. У вас есть уникальная природа и Беловежская пуща с зубрами. При этом нет ярко выраженных негативных моментов, таких как вандализм или высокая преступность. А что стоило бы еще развивать? Например, проводить тренинги для развития гостеприимства и изучать языки: английский, польский, китайский и другие. Мы уделяем этому большое внимание в Амстердаме. Уже норма, что в музейной академии представители сферы гостеприимства изучают минимум четыре языка, и среди них — язык жестов. К примеру, самые простые 10 знаков (Бьерн показывает эти жесты) означают – «добро пожаловать на музейную ночь в Амстердам! Спасибо!». Очень простые жесты, но они позволяют общаться с новой аудиторией. Ведь глухие люди тоже являются нашими посетителями и их около 70 млн людей в мире, это большой рынок для туризма.
Сегодня набирает обороты туризм людей третьего возраста, а также ностальгический туризм. Какие особые требования у этой туристической аудитории?
– Для этой аудитории очень важно наличие инфраструктуры и навигация. Должны быть указатели, информирующие, где находятся музеи, места, где можно перекусить и отдохнуть, выпить чая или кофе. Особенно для пожилых людей, им важно знать, где находится аптечка и медицинская помощь. Сегодня такой спасательный набор и указатель к нему есть на всех железнодорожных станциях Европы, у нас – в каждом музее Амстердама. Сейчас действительно популярен ностальгический туризм и для Бреста тоже, например, люди захотят приехать сюда, вспомнить, как раньше пионерами они приезжали в Брестскую крепость. Важно сделать их пребывание комфортным.
У нас много креативной и образованной молодежи в возрасте 20-30 лет. Вы могли бы дать несколько советов или идей для бизнеса? О чем стоит задуматься тем, кто уже закончил учебу и ищет свое место под солнцем, занимается фрилансом, фотографией и креативными профессиями, но думает как заработать деньги?
– Если подумать о возможностях, то вот несколько советов для начинающих:
Первое. Учите как можно больше иностранных языков, они открывают новые двери. Я говорю на 5 языках. И языки могут быть разные – язык программирования, язык жестов или даже музыкальные ноты, если вы их понимаете, то это тоже определенный навык для коммуникации.
Второе. Осознайте, что всё, что вы делаете в социальных сетях, открыто и доступно. Знаете ли вы, что архив данных в Канаде каждый день спрессовывает кучу данных из интернета, там даже можно найти информацию начиная с 1992. То есть всё, что было в сети, сохраняется, поэтому к информации о себе стоит относиться серьёзнее. Потенциальный работодатель может проверить информацию о вашей жизни. Я всегда прошу помощницу проверить, что есть о моем будущем работнике в интернете.
Третье: Linkedin. Он есть в Беларуси, и это делает вас ближе к Европе, в России, например, он не доступен. Это профессиональная сеть, где вы можете разместить свое СV (анкету). В Европе, если вы хотите найти работу, стоит завести профиль в этой сети и просто отметить в статусе: ищу работу или новый проект – это работает!
Один из главных советов – не сидите сложа руки, действуйте! Сделайте что-нибудь для музея или сообщества даже если вам за это не заплатят. Вы же не сможете потом отметить в анкете «я проспал два года». Но сможете указать проекты, в которых участвовали даже в качестве волонтера.
И ещё важная вещь – если вам придётся выбирать между Coca-Cola и музеем, то музей более доверительный бренд. Я говорю это не только потому, что работаю с музеями. Культура в целом выглядит лучше в вашем СV. Если захотите подать на вакансию в бизнесе, вы всегда сможете указать, что работали для культуры по привлечению ресурсов. Важно рассматривать свой опыт волонтёрства в перспективе.
Ищите работу онлайн! В Беларуси хороший интернет и wi-fi дают вам новые возможности. Например, создайте онлайн магазин, какую-нибудь платформу или портал и продавайте, развивайте её вместе с партнёрами. Обучая студентов музейному маркетингу в Москве, Хельсинки, Стамбуле и Амстердаме, я всегда призываю их объединяться между собой. Часто предлагаю не писать курсовую работу, а зарегистрироваться в Википедии и написать статью о музеях своего города. Вы тоже можете это сделать о Бресте или Беларуси. Подготовьте содержательный материал, дополните его хорошими фотографиями, переведите на языки, которые знаете. И это на деле поможет музеям вашего города. Это важнее, чем курсовая работа, потому что на практике важно понять, что такое маркетинг.
Расскажу интересную историю. Одна из моих бывших интернов находилась без работы и начала писать статьи в Википедии. Для вас это выглядело бы так, если бы она создала страницу о Витебске и Шагале, и писала бы там статьи. Каждый день! Это выглядело безумно! Но в результате её заметили и написали из Википедии: “Вы делаете так много и так хорошо пишете, возможно, вы хотели бы работать на Википедию?”. И так она нашла работу в международной компании.
И есть ещё история про одного парня. Он занимался проектом «Heart of Moscow» – это сувениры с изображением Москвы в советское время. Он объединился с другом, и они придумали и начали выпускать значки на булавке с логотипами разных организаций. И теперь, эти значки в петлицу он делает, для всех музеев Европы, в том числе для музея Амстердама. Если подумать, то весь бизнес начался с открыток про Москву.
Сегодня Бьерн Стенверс является признанным экспертом не только в среде нидерландского музейного сообщества, но и беларуского. В качестве международного консультанта Бьерн принимал участие в проекте, посвящённому развитию Бреста и участвовал в создании Концепции сохранения и развития территории Брестской крепости. В результате неоднократных рабочих встреч и семинаров, Бьерн Стенверс знаком с культурными и историческими особенностями Бреста, поэтому мы сочли важным узнать мнение эксперта относительно создания логотипа к тысячелетию.
Скоро Брест будет отмечать тысячелетие. Уже сегодня город озадачен юбилеем: состоялся конкурс логотипов, проводятся реконструкции и строительство инфраструктурных объектов. Учитывая, что Вы работаете с городским маркетингом Амстердама и других городов, что по-вашему нужно Бресту для подготовки к празднованию и привлечения гостей?
– Если говорить о городском маркетинге, то бренд – это очень сложный вопрос. Например в Москве есть такой логотип WOW Moscow. Он постоянно переделывается и до сих пор не утверждён. В Минске, когда я был там около двух лет назад, был выбран голубой логотип с волнами, но он тоже не утверждён и широко не используется. То есть даже у Москвы и Минска нет единых логотипов. Известный бренд I Amsterdam сейчас тоже задумался о ребрендинге. Конечно, каждый горд за свой город и хочет предложить что-то особенное.
Если задуматься о праздновании, то можно сейчас выбрать логотип, утвердить, а через некоторое время его могут изменить. Смысл и содержание, которое стоит за предложенным брендом, гораздо важнее самой картинки и лого.
Например, можно начать создавать новые пространства для креативных людей. Для этого город может выделить какое-нибудь заброшенное пустующее пространство для студентов и молодёжи, которая работала бы там в формате коворкинга. И это будет означать новый образ Бреста: город для креативной молодежи!
В таком случае не так важно, как будет выглядеть логотип, главное, что в нём есть концепция и смысл. И вскоре в Бресте может появиться много интересных стартап идей и нового молодого бизнеса. В данном случае становится важным наполнение, что Брест – город для креативности, а площадка – это место для встреч, где есть хороший wi-fi для работы и можно выпить кофе. Поэтому в случае с логотипом и брендом, важно понять, что город хочет этим сказать своим жителям и туристам, гостям города и всей Беларуси.
Если вы отправитесь в любой город Европы или России, встретите так называемые креативные хабы. Как правило, такие пространства расположены в бывших зданиях заводов, пустующих пространствах. Часто они становятся площадкой для музеев и галерей, в них проходят выставки, а в остальное время – рабочие места и ковркинг для молодежи. Меня всегда тянет в такие места! Там вдохновение и креативность, там настоящая жизнь города. В Минске было раньше такое пространство в зданиях старого завода «МЕ100» (прим. автора – теперь появилось пространство ЦЕХ на ул. Октябрьская). Это место притяжения, там всегда много идей и непрерывно происходят самые разные события международного формата!
С февраля в Беларуси начал действовать 5-дневный безвизовый режим. Попасть в Беларусь стало проще. Что бы вы посоветовали своим друзьям, почему стоит сюда приехать?
– Я же всегда выкладываю фото в Facebook, и друзья могут заглянуть в мой профиль! Таким образом я говорю: «Просто посмотрите, куда вы хотите поехать!».
На самом деле, мой совет – просто приезжайте в Беларусь и убедитесь сами! Потому что многие сомневаются и не знают, что там, за границей ЕС в странах бывшего СССР. А я просто говорю: поезжайте в Беларусь, поезжайте в Брест! Здесь вы сами создаёте свою магию города и у вас есть чем удивить!
Я даже придумал фразу: Everybody goes through Brest to the rest! (Все едут через Брест, чтобы увидеть всю оставшуюся страну!)
Алина Деревянко, фото: Роман Чмель
Ниче такой слоган