Наше общество с трудом принимает всё новое и неизвестное, а ещё среди нас много тех, кто любит критиковать любое творчество. Это в полной степени применимо и к рисованию на стенах. Если жители Минска уже попривыкли к раскрашенным заборам и многоэтажкам, то в Бресте большинство по-прежнему воспринимает стрит-арт негативно. Брестчанин Егор, создатель инстаграм-профиля brest-streetart, стремится изменить такое отношение к уличному искусству, показывая, какими красивыми и наполненными смыслом могут быть рисунки на стенах.
Егор имеет художественное образование и занимается дизайном. Его новое (причём и для города) увлечение – обзор стрит-арт проектов в Бресте. О новых рисунках он узнаёт либо от самих авторов, либо случайно видит их на улице. Оказывается, стрит-художники настолько индивидуалисты, что редко согласятся рисовать с кем-то одну стену, а могут даже поверх чужого рисунка нарисовать что-то своё. Между собой они не общаются, но за творчеством друг друга втихаря следят. А Егор в данном случае выступает в роли связующего звена, собирая информацию обо всех авторах в одну брестскую историю.
Вместе с Егором Natatnik отправляется на прогулку «по стенам», чтобы найти и рассмотреть поближе работы брестских стрит-художников. У каждого из них свой стиль, свой подход к выбору места рисунка и свои отношения с городом.
Анна Яцкевич (псевдоним Annabell)
Тема: беларуская поэзия. Уже выполнены два рисунка с портретами Максима Богдановича и Янки Купалы с их цитатами. Стиль: леттеринг, совмещённый с художественным оформлением в чёрно-белом цвете. Работы были согласованы и создавались днём в спокойной обстановке. Здесь не поднимается острый социальный вопрос, скорее выражение любви к беларуской литературе и привлечение внимания к беларускому языку.
Максим Самосевич (псевдоним Предок)
Тема: связь человека с землёй. В работах прослеживаются символы национального орнамента и природные явления, выполненные чаще всего в цвете. Стиль: художественный герой, поселившийся на заброшенном здании. Полулегальное рисование: работы не согласованы с городом, но выбранные площадки, как правило, уже приговорены к сносу. При этом художник не наносит вреда зданию, он накладывает на стену краску, тем самым даже украшая её. Про секретную арт-галерею Максима Natatnik уже рассказывал.
Лёня Василькович
Пока общую тему в работах выделить сложно. Девушка реализует проекты совместно с котельным хозяйством. Невзрачные постройки, которые есть во многих дворах Бреста, превращаются в объекты художественного оформления. Уже расписано три стены в разных районах города, каждая со своим сюжетом.
Аня Редько
Конкретная тема для конкретной стены. Стиль: леттеринг с художественным оформлением, цветовая гамма зависит от темы. Например, семейная драма в доме по ул. Дзержинского, рассказанная художницей по заказу агентства «Бюро праздников». Или социальный проект о соблюдении ПДД, выполненный на территории и по заказу автоцентра «Атлант-М Запад». Кстати, логотип, предложенный Аней к 1000-летию Бреста, стал победителем в конкурсе горисполкома.
Боль (имя неизвестно)
Тема: сейчас жизнерадостные абстракции, ранее агрессивные персонажи, ассоциации со смертью. У этого автора есть своеобразный стиль и глубокий подтекст. В отличие от других, он рисует эмалью, и большинство его работ выполнены на одном заборе. Поэтому легко проследить, как менялось настроение стрит-арт объектов.
На один рисунок (одного персонажа) обычно уходит 2-3 часа непрерывной работы. Если сюжет посложнее, то часов 5. Обычно сначала создаётся эскиз на бумаге, а потом выбирается место для его воплощения, но бывает и наоборот. Рисунок должен органично вписываться в окружающее пространство.
Материал для уличных объектов — это чаще всего акриловые краски. Во-первых, они не токсичны, во-вторых, быстро сохнут и благодаря водной основе создают интересные переходы цвета. Также могут применяться аэрозольные баллончики, эмаль, наклейки и трафареты.
Все стрит-художники должны понимать, что на следующий день их рисунка на этом месте уже может и не быть. Могут снести забор или здание, а могут замазать краской или заколотить досками.
Известны случаи, когда за нелегальные рисунки художники попадали в милицию, но, как правило, это не останавливает их стремление донести обществу свою идею. Сегодня в стрит-арте часто затрагиваются темы глобального потепления, эмиграции, насилия. Кто-то закрывает на это глаза, а стрит-художники стараются выразить эти проблемы и привлечь к ним внимание.
Многие организации стали использовать художественное оформление в рекламных целях. Брестские художники также работают под заказ. Но для поддержки авторских сюжетов обычно создаются инициативные группы, которые могут помочь краской или просто покормить художника.
Кстати, авторы некоторых рисунков, обнаруженных на улицах Бреста, до сих пор остаются нам неизвестными. Может быть, вы о них что-то знаете? А может быть, вы и есть автор?..
Для справки:
Три основных направления уличного рисунка:
Граффити. Можно разделить на легальные стены и нелегальные (в том числе рисунки на поездах). В граффити присутствуют буквы, выраженные красивым шрифтом и персонажи, которые дополняют сюжет.
Стрит-арт. Рисунки чаще всего нелегальные, выполняются ночью, анонимны. Цель: посыл обществу через образ. Сюжет может вызывать дискуссию в обществе, а провокация – это и есть основа стрит-арта.
Художественное оформление. В основном рисунки на фасадах, которые согласованы с городом и выполняются под заказ. Цель: украшение невзрачной стены здания или реклама организации, которая располагается в этом здании.
А кто оформил стену в квартале, ограниченном улицами Наганова, Кооперативная, Энегльга, Гоголя. Там сараи, оформленные под игру Марио и еще одно здание с нарисованными ветряками и солнечными панелями? Полагаю последнее тоже рук Лёни!
Ветряки и панели — не Лёни. Другие авторы
Марио — автор неизвестный,
Солнечные батареи — ребята из Canfiti
Марiо — гэты быў праэкт АРР «Дзедзіч» — http://dzedzich.org/ — можаце даведацца, кто быў аўтарам гэтага малюнка.
Малюнкі Янкі Купалы і Максіма Багдановіча — таксама выкананы пры падрымцы АРР «Дзедзіч» (Максім Багдановіч як раз намалёван на іх офісе)
Валік, гэта было даўно, на сайце цяжка адшукаць 🙂 Падкажы, калі ласка, хто аўтар «Маріо»? Пра Купалу і Багдановіча мы ведаем 🙂
Добрый день. Подскажите есть ли люди готовые помочь оформить спортивные площадки в детском лагере , и стены зданий а стиле стритарт . Буду рад звонку !!
https://www.instagram.com/brest_streetart/
https://www.instagram.com/stenka.by/