Наше общество с трудом принимает всё новое и неизвестное, а ещё среди нас много тех, кто любит критиковать любое творчество. Это в полной степени применимо и к рисованию на стенах. Если жители Минска уже попривыкли к раскрашенным заборам и многоэтажкам, то в Бресте большинство по-прежнему воспринимает стрит-арт негативно. Брестчанин Егор, создатель инстаграм-профиля brest-streetart, стремится изменить такое отношение к уличному искусству, показывая, какими красивыми и наполненными смыслом могут быть рисунки на стенах.

Егор имеет художественное образование и занимается дизайном. Его новое (причём и для города) увлечение – обзор стрит-арт проектов в Бресте. О новых рисунках он узнаёт либо от самих авторов, либо случайно видит их на улице. Оказывается, стрит-художники настолько индивидуалисты, что редко согласятся рисовать с кем-то одну стену, а могут даже поверх чужого рисунка нарисовать что-то своё. Между собой они не общаются, но за творчеством друг друга втихаря следят. А Егор в данном случае выступает в роли связующего звена, собирая информацию обо всех авторах в одну брестскую историю.

стрит-арт в Бресте, стена, рисунок

Вместе с Егором Natatnik отправляется на прогулку «по стенам», чтобы найти и рассмотреть поближе работы брестских стрит-художников. У каждого из них свой стиль, свой подход к выбору места рисунка и свои отношения с городом.

Анна Яцкевич (псевдоним Annabell)

Тема: беларуская поэзия. Уже выполнены два рисунка с портретами Максима Богдановича и Янки Купалы с их цитатами. Стиль: леттеринг, совмещённый с художественным оформлением в чёрно-белом цвете. Работы были согласованы и создавались днём в спокойной обстановке. Здесь не поднимается острый социальный вопрос, скорее выражение любви к беларуской литературе и привлечение внимания к беларускому языку.

стрит-арт в Бресте, Янка Купала, рисунок, стена, вершы, Аня Яцкевич

стрит-арт в Бресте, Янка Купала, рисунок, стена, вершы, Аня Яцкевич

Максим Богданович, стрит-арт, Анна Яцкевич, Богданович в БрестеМаксим Богданович, стрит-арт, Богданович в Бресте, Дзедзич

Максим Самосевич (псевдоним Предок)

Тема: связь человека с землёй. В работах прослеживаются символы национального орнамента и природные явления, выполненные чаще всего в цвете. Стиль: художественный герой, поселившийся на заброшенном здании. Полулегальное рисование: работы не согласованы с городом, но выбранные площадки, как правило, уже приговорены к сносу. При этом художник не наносит вреда зданию, он накладывает на стену краску, тем самым даже украшая её. Про секретную арт-галерею Максима Natatnik уже рассказывал.

стрит-арт в Бресте, рисунок, стена, спящий человек, предок

стрит-арт в Бресте, рисунок, стена, символ, предок

стрит-арт в Бресте, рисунок, стена, предок, природа

стрит-арт в Бресте, рисунок, стена, предок, сарай, двери, духиЛёня Василькович

Пока общую тему в работах выделить сложно. Девушка реализует проекты совместно с котельным хозяйством. Невзрачные постройки, которые есть во многих дворах Бреста, превращаются в объекты художественного оформления. Уже расписано три стены в разных районах города, каждая со своим сюжетом.

стрит-арт в Бресте, рисунок, стена, котельное хозяйство, дирижабли, Лёня Василькович

стрит-арт в Бресте, рисунок, стена, котельное хозяйство, дирижабли, Лёня Василькович

стрит-арт в Бресте, рисунок, стена, котельное хозяйство, коты, Лёня Василькович

стрит-арт в Бресте, рисунок, стена, котельное хозяйство, коты, Лёня Василькович

стрит-арт в Бресте, рисунок, стена, котельное хозяйство, спорт, Лёня Василькович

стрит-арт в Бресте, рисунок, стена, котельное хозяйство, спорт, Лёня ВасильковичАня Редько

Конкретная тема для конкретной стены. Стиль: леттеринг с художественным оформлением, цветовая гамма зависит от темы.  Например, семейная драма в доме по ул. Дзержинского, рассказанная художницей по заказу агентства «Бюро праздников». Или социальный проект  о соблюдении ПДД, выполненный на территории и по заказу автоцентра «Атлант-М Запад». Кстати, логотип, предложенный Аней к 1000-летию Бреста, стал победителем в конкурсе горисполкома.

стрит-арт в Бресте, рисунок, стена, Бюро праздников, художественное оформление, Аня Редько

стрит-арт в Бресте, рисунок, стена, Бюро праздников, художественное оформление, Аня Редько

стрит-арт в Бресте, рисунок, стена, Атлант-М Запад, правила дорожного движения, художественное оформление, Аня Редько

стрит-арт в Бресте, рисунок, стена, Атлант-М Запад, правила дорожного движения, художественное оформление, Аня Редько

стрит-арт в Бресте, рисунок, стена, Атлант-М Запад, правила дорожного движения, художественное оформление, Аня РедькоБоль (имя неизвестно)

Тема: сейчас жизнерадостные абстракции, ранее агрессивные персонажи, ассоциации со смертью. У этого автора есть своеобразный стиль и глубокий подтекст. В отличие от других, он рисует эмалью, и большинство его работ выполнены на одном заборе. Поэтому легко проследить, как менялось настроение стрит-арт объектов.

стрит-арт в Бресте, рисунок, стена, скелет, боль, забор

стрит-арт в Бресте, рисунок, стена, боль, забор, лох

стрит-арт в Бресте, рисунок, стена, боль, забор, абстракция, цвет

стрит-арт в Бресте, рисунок, стена, боль, забор, абстракция, цвет

На один рисунок (одного персонажа) обычно уходит 2-3 часа непрерывной работы. Если сюжет посложнее, то часов 5. Обычно сначала создаётся эскиз на бумаге, а потом выбирается место для его воплощения, но бывает и наоборот. Рисунок должен органично вписываться в окружающее пространство.

стрит-арт в Бресте, рисунок, стена, спящий человек, предок

Материал для уличных объектов — это чаще всего акриловые краски. Во-первых, они не токсичны, во-вторых, быстро сохнут и благодаря водной основе создают интересные переходы цвета. Также могут применяться аэрозольные баллончики, эмаль, наклейки и трафареты.

Все стрит-художники должны понимать, что на следующий день их рисунка на этом месте уже может и не быть. Могут снести забор или здание, а могут замазать краской или заколотить досками.

стрит-арт в Бресте, рисунок, стена, забор, рука, предок

Известны случаи, когда за нелегальные рисунки художники попадали в милицию, но, как правило, это не останавливает их стремление донести обществу свою идею. Сегодня в стрит-арте часто затрагиваются темы глобального потепления, эмиграции, насилия. Кто-то закрывает на это глаза, а стрит-художники стараются выразить эти проблемы и привлечь к ним внимание.

стрит-арт в Бресте, рисунок, стена, граффити

Многие организации стали использовать художественное оформление в рекламных целях. Брестские художники также работают под заказ. Но для поддержки авторских сюжетов обычно создаются инициативные группы, которые могут помочь краской или просто покормить художника.

стрит-арт в Бресте, рисунок, стена, компо, реклама

Кстати, авторы некоторых рисунков, обнаруженных на улицах Бреста, до сих пор остаются нам неизвестными. Может быть, вы о них что-то знаете? А может быть, вы и есть автор?..

стрит-арт в Бресте, рисунок, стена, кот

стрит-арт в Бресте, рисунок, стена, забор, девушка, цветы

Для справки:

Три основных направления уличного рисунка:

Граффити. Можно разделить на легальные стены и нелегальные (в том числе рисунки на поездах). В граффити присутствуют буквы, выраженные красивым шрифтом и персонажи, которые дополняют сюжет.

Стрит-арт. Рисунки чаще всего нелегальные, выполняются ночью, анонимны. Цель: посыл обществу через образ. Сюжет может вызывать дискуссию в обществе, а провокация – это и есть основа стрит-арта.

Художественное оформление. В основном рисунки на фасадах, которые согласованы с городом и выполняются под заказ. Цель: украшение невзрачной стены здания или реклама организации, которая располагается в этом здании.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

 
 
  • Gennadii Igin

    А кто оформил стену в квартале, ограниченном улицами Наганова, Кооперативная, Энегльга, Гоголя. Там сараи, оформленные под игру Марио и еще одно здание с нарисованными ветряками и солнечными панелями? Полагаю последнее тоже рук Лёни!

    • Maksim Khliabets

      Ветряки и панели — не Лёни. Другие авторы

    • Андрей

      Марио — автор неизвестный,
      Солнечные батареи — ребята из Canfiti

      • Марiо — гэты быў праэкт АРР «Дзедзіч» — http://dzedzich.org/ — можаце даведацца, кто быў аўтарам гэтага малюнка.
        Малюнкі Янкі Купалы і Максіма Багдановіча — таксама выкананы пры падрымцы АРР «Дзедзіч» (Максім Багдановіч як раз намалёван на іх офісе)

        • Воля

          Валік, гэта было даўно, на сайце цяжка адшукаць 🙂 Падкажы, калі ласка, хто аўтар «Маріо»? Пра Купалу і Багдановіча мы ведаем 🙂