Журналист Татьяна Гапеева, которая 7 лет работала на театральном фестивале “Белая Вежа”, рассказывает, почему у неё не возникло желания смотреть спектакли в этом году и отчего лучше закрыть фестиваль, чем экономить на нём.
“Белая Вежа” никогда не была для меня рядовым театральным событием. Косвенно этот фестиваль повлиял на мою жизнь: я не планировала идти в журналистику, но хотела писать о театре. Первая публикация в 2011 году была посвящена фестивальным спектаклям. С тех пор я ежегодно писала о них.
Ходить на “Белую Вежу” я начала задолго до — если не изменяет память, с 2005 года. С тех пор я не пропускала ни одного фестиваля. Я пыталась попасть на максимальное количество спектаклей — выходило 15-17 в неделю. Но усталости я не чувствовала, потому что “Белая Вежа” в городе, бедном на театральные события, была настоящим подарком. Если вы взглянете на афиши тех лет, то поразитесь, насколько насыщенной была программа. Я не возьмусь утверждать, что все спектакли были удачными, но фестиваль безусловно воспитывал вкус. Поэтому то, что происходит сейчас, меня удручает.
В этом году я переехала в Минск. Изучив афишу, я впервые решила не посещать “Белую Вежу”. Объясню, почему.
То, что у фестиваля есть финансовые проблемы, говорили не один год. Директор “Белой Вежи” Александр Козак в 2016 году признался, что она окупается на 70%, остальные расходы покрывает местный бюджет. Организаторы планировали уделять внимание финансовой составляющей, то есть включать в афишу больше спектаклей “популярных, коммерческого плана, у которых есть “звёздное” имя”.
Эта мысль нашла подтверждение в 2017 году, когда вне программы показали комедию “ВДВ. Всем добрый вечер” с участием Александра Балуева, что совсем не вязалось с просветительской, образовательной целями фестиваля.
В этому году у “Белой Вежи” был “рекордно низкий бюджет”. За все годы существования (с 1996 года) из бюджета выделили меньше всего денег. Программа скукожилась с 7-8 дней до 6. Из афиши исчезли уличные спектакли, которые всегда были особенностью “Белой Вежи” и неизменно собирали публику. На них приходили даже те люди, которые в принципе не интересовались театром. Это были хорошие, качественные постановки. Например, Львовский театр “Воскресіння” играл “Вишневый сад”, а театр КТО из Кракова показывал спектакль “Слепые” по роману нобелевского лауреата Жозе Сарамаго. То есть в афишу включали не хоть бы что. Но на уличных спектаклях невозможно заработать.
В этом году программу фестиваля дополнили постановками детских и юношеских студий — остаётся только гадать, сделали ли это, чтобы дать площадку молодежи или чтобы сэкономить.
По поводу следующего года у меня нет оптимистических ожиданий. Обратите внимание на высказывание председателя Брестского горисполкома Александра Рогачука о том, какой может быть “Белая Вежа-2019”. Один из вариантов, который сейчас рассматривают — сделать фестиваль “в формате представления городов-побратимов”. То есть выбирать будут не самые яркие, интересные, новаторские спектакли, а подходящие территориально. На мой взгляд, это совершенно формальное отношение. Мы тратим огромные средства на подготовку к 1000-летию города, неужели не найдется денег на “Белую Вежу”, чтобы привезти хорошие дорогие постановки?
Но самое неприятное то, что фестиваль позиционируют как “один из брендов города”. Тогда почему его не финансируют должным образом?
Александр Козак в прошлом году говорил, что фестиваль подошёл к такой точке, когда нужно либо что-то менять, либо прекращать его проведение. Изменения, на мой взгляд, и правда нужны, но остается вопрос, какими они будут. Надеюсь, афишу не заполнят безвкусные спектакли с российскими “звёздами” и не очень качественные постановки. Да, безусловно, на них придут люди, но это не уровень “Белой Вежи”. Не сомневаюсь, что директор фестиваля это понимает. Но понимают ли люди, ответственные за финансирование “Белой Вежи”?
Фото автора
Впервые за последние годы я не снимал этот фестиваль от начала и до конца.
У тебя времени не было или желания?
Полностью согласен с Татьяной. В этом году фестиваль тоже прошел мимо меня…