Михаилу 35 лет и он искренне называет себя офисным планктоном. Но на самом деле он молодой и активный. Ездит на мотоцикле, занимается организацией интеллектуальных игр, а в мае 2017 года попытался взять самую высокую горную вершину России и Европы – гору Эльбрус. Natatnik пообщался с Мишей и узнал, как там, наверху.

Миша, ЭльбрусФинансы. «Я рассчитывал немного на другие деньги»

Горы всегда были моей слабостью, всегда туда тянуло. Хотя выше 2 тысяч км не поднимался. И то на машине. А в декабре 2016 года увидел, что набирается группа для похода на Эльбрус и что-то мне «стрельнуло». Тут же написал подружке, а она взяла и согласилась. Назад пути уже не было.

Правда, я рассчитывал немного на другие деньги. Сама путёвка обошлась в 300 долларов, потому что покупали заранее. Но если прибавить к этой сумме стоимость дороги до точки отправления, стоимость аренды оборудования, еду и одежду, получилось почти 2100 долларов. Только на одежду у меня ушло долларов 900. Это ещё при том, что рюкзак, ботинки, кошки, ледорубы и ботинки мы брали в аренду.

Но надо сходить один раз, посмотреть, что да как. И от этого уже отталкиваться. Потому что купил вот я пуховик с натуральным мехом, а его ведь не просушить никак! Только если повезёт и будет солнечная погода в течение дня. А мы поднимались в таких условиях, что только по часу-два в день светило солнце. У гидов, например, был синтетический.

ЭльбрусПодготовка. «Маме сказал за две недели до похода».

Мы, конечно, всё делали в последний момент. Скажем так: я начал немножко переживать недели за две (смеётся). Нужно было готовиться, но я не готовился. Я и маме сказал всего за две недели до подъёма. Она начала устраивать истерики, начала меня отговаривать. Ещё и в конце апреля на нашем маршруте погибло два альпиниста-гида, которые уже 10 лет водят там людей.

Говорят, чтобы подготовиться к подъёму в горы, нужно в день пробегать 10 км. Аня, моя подруга, пробегала, а я нет. Сейчас могу с уверенностью сказать, что нужно бегать и приседать обязательно. Хотя гиды рассказывали, что в прошлом году девочка, которая курит как паровоз, поднялась на вершину без проблем, а мастер спорта по дзюдо не смог. Не пустила гора и всё. Есть особенности человеческого организма, а подготовка может только сгладить все трудности.

ЭльбрусАкклиматизация. «Наверху даже немного подурачились, снежки лепили».

При подъёме в горы перепады высоты за день не должны быть больше 1000 м. Поэтому мы поднялись в первый день на километр вверх и спустились обратно. Это называется акклиматизация. Если не следовать этому правилу, может начаться горная болезнь. Это недостаток кислорода в крови вперемежку с охлаждением, обезвоживанием и прочим.

Из-за неподготовленности на первом подъёме у меня были паника с эйфорией. Даже немного подурачились, снежки делали и наблюдали, насколько далеко они вниз докатятся. Но спускаться с первой акклиматизации было тяжелее, чем подниматься. Подъём – это дыхание, спуск – нагрузка на колени. Это очень серьёзно.

ЭльбрусПодъём. «Говорят, летом там бывают даже пробки»

На следующий день — вообще беда. Я закинул на себя рюкзак, прошел 500 метров и понял, что вообще не могу идти. Может, рюкзак плохо отрегулировал, может, ещё что-то. В какой-то момент проскользнула мысль: что ты, дурень, делаешь, дома лежал бы. Но у меня открылось второе дыхание, и я понял: нечего себя жалеть, просто иди.

На высоте 2700 м начался рыхлый, мягкий снег. У одной девочки рюкзак был очень тяжёлый, и она постоянно проваливалась под снег. Ведь по рыхлому снегу как – проваливаешься сразу по плечи. Если бы не руки, проваливался бы ещё глубже. Девочка проваливается, мы её вытягиваем. И так по кругу. Очень много сил на это тратится. На фоне снега, тяжелого подъёма, усталости и мокрых ног у меня поднялась температура. А может это просто были приступы горной болезни – не знаю. Кстати, научились быстро сушить носки: их нужно с собой в спальник брать и на голое тело класть.

ЭльбрусВесь маршрут разделён на точки, к которым к вечеру ты обязан прийти. Мы шли в мае – людей почти не было. Но говорят, что летом там бывают даже «пробки».

Ночевали мы либо в палатках, либо в приютах или заброшенных домиках. Им мы были очень рады. Ведь готовить на ветру – занятие не из приятных. А в одном домике мы даже нашли сгущёнку нашу, рогачёвскую.

ХижинаНа нашем маршруте был ледник. Инструкторы говорили, что он безопасный, но на всякий случай связали верёвкой, потому что в леднике есть трещины. Если в них провалиться, никто даже доставать тебя не будет, так там глубоко. Но ледник мы перешли без приключений. А дальше нас ждала плохая погода. Настолько плохая, прям как в фильме про покорителей полюсов, где люди идут друг за другом, впереди ничего не видя.

Каждый переход интересен по-своему. Сначала идёшь – горы. Потом идёшь – просто белая мгла, ничего не видно. Солнышко появится – видишь вершину, но вниз смотришь – угадывается что-то такое зеленовато-серое, земля. На какой-то момент поднимаешься и кроме облаков ничего не видишь, всё вокруг белое. Красота неописуемая! Фотографии даже на 50% не передают всей той красоты.

ЭльбрусСтрах. «Люди гибнут по глупости».

Было ли страшно? Волков бояться – в лес не ходить. Вообще, Эльбрус считается лёгкой горой. Но лёгкая, не лёгкая, а постоянно гибнут люди. В прошлом году погибло 37 человек. Это только официальные данные. А сколько ещё, неизвестно. Люди гибнут по глупости. Вот в Карыму есть гора высотой 500 м, а каждый год там кто-то погибает. Но я считаю, что если чего-то хочется, нужно пробовать, а не искать отговорки. А то так и жизнь пройдёт.

ЭльбрусИнфраструктура. «Комфорт здесь воспринимается совсем иначе»

Базовый лагерь располагался на высоте 4100 метров. С этой высоты «штурмуется вершина». Тут можно расположиться либо в палатке, либо в «приюте» — это что-то вроде «гостиницы». По плану мы должны были ночевать в палатках, но из-за плохой погоды заселились в «приют», в котором температура была чуть ниже 0 градусов. И за это мы платили 13 долларов в сутки. В окне была трещина, и за ночь наметало неплохую кучку снега. Но, с другой стороны, это лучше, чем палатка. Там мы прожили пять дней, пережидая непогоду.

Эльбрус

Если подумать, то условия не такие и плохие, ведь все маршруты уже протоптаны. А ещё каких-то 50 лет назад Эльбрус покоряли совсем дико, без какого-либо снаряжения.

Всё время, что мы шли, не было душа. Максимум, что могли, – обтереться снегом. Но желания особо не было – и так холодно. По дороге были водопады. Я думал: 100% покупаюсь в них. Но когда дошли, оказалось, что не так уж и тепло, не так уж сильно и хочется. Так вот, эти 7-8 дней без душа и ванны… Здесь совсем по-другому воспринимаешь блага цивилизации.

Зато в то время, когда была пурга и мы сидели в приюте, я более-менее выучил правила покера (смеётся).

Эльбрус, покер

Бывали совсем комичные случаи. Например, сходить в туалет – это целое приключение: всё ведь во все стороны порывом метёт. Здесь вообще стараешься лишний раз в туалет не идти. Но потом приходишь и делишься впечатлениями. Нам гид рассказывал прикол. Первый раз открывает дверь туалета, а там везде бумажки висят: на стенах, на потолке. Думает: «Вот интересно, кто там баловался?» Ну, решил он тоже бросить бумажку, а её порывом ветра вверх унесло и к потолку прилепило. Поддувает то снизу. Здесь, в общем, комфорт воспринимаешь совсем иначе.

Спуск. «Если упадёшь – вниз только ушки доедут»

Чем выше мы забирались, тем хуже становилась погода. Когда началась пурга, мы шли как в фильмах: на расстоянии вытянутой руки ничего не видно. На лице появились заледеневшие усы. Я их иногда отламывал (смеётся).

Эльбрус, туалет

За 100-150 м до вершины поднялась пурга и наши девочки начали поскальзываться и падать. А одну девочку накрыла горная болезнь, даже кислородный баллон не помог. Если бы мы шли не в связке – была бы беда. Там такая дорога, что, если упадёшь, вниз «только ушки доедут». Понятно, что вершина не стоит чьих-то жизней и здоровья. Мы развернулись, хоть и было очень обидно.

ЭльбрусПланы. «Галочку-то я ещё не поставил»

Когда меня придушила «горная болезнь», моментами были мысли: «Нафиг мне это было надо? Всё! Теперь выше 4000 м ни ногой». А ближе к вершине думал: «сейчас дойду, галочку поставлю и всё». Ну а сейчас периодически «накатывает», и я всё-таки понимаю, что пойду ещё раз. «Галочку»-то я не поставил (смеётся). И не только на Эльбрус. Прав был Владимир Семёнович Высоцкий: «лучше гор могут быть только горы…».