Natatnik совместно с социальным проектом «Активное родительство»* продолжает серию бесед с брестскими семьями. Наши герои учатся быть родителями, и их главное отличие – осознанные изменения и стремление улучшать среду вокруг себя.

Герои четвертого интервью – многодетная семья Гордиевских. Родители Олег и Людмила, дети Маша 15 лет, Вася — 12, Герман — 9 и Ева — 5. Людмила одна из авторов проекта «Активное родительство».

С семьей встречаемся на прогулке. Чтобы записать интервью Олег с Людмилой сменяют друг друга в играх с детьми и рассказывают о жизни многодетных родителей. Беседовать одновременно получается урывками.

О работе

О.: Я реализовываю себя в профессии, работаю руководителем сектора по труду и заработной плате. Работа кормит семью и помогает развивать таланты. Недавно стал председателем Беларуского общественного объединения демографической безопасности. Изучаю вопрос продвижения образовательных проектов, связанных с сохранением жизни. Хочется быть платформой для тех, кто хочет самореализоваться в близких нам сферах.

Олег с первых минут знакомства производит впечатление строгого человека. Хочется выпрямить спину, занять скромную позу и задавать вопросы только «по существу». С Людмилой мы знакомы и общение лёгкое и приятное.

Л.: Моя работа — «malyshkina.school». Совместный проект с Еленой Малышкиной. Наш главный герой – мама, у которой скоро будет малыш, или уже есть. Мы делимся знаниями, чтобы мамам было легче жить с этими крохами. В проекте даю задания, решаю организационные вопросы, сама веду лекции для беременных, а с Еленой провожу лекции на тему грудного вскармливания, сна детей, отлучения от груди, введения прикорма. Нутрициология – моё хобби, влияние питания на здоровье. Жизнь показывает, что волшебных таблеток нет. В нашей школе помогаем мамам сохранять здоровье, чтобы им не было надобности ходить к врачам. Агитируем за ЗОЖ и привлекаем мнениями врачей, которые придерживаются похожих взглядов.

Малышкина школа
Малышкина школа

О питании детей

Л.: Я за выбор в пользу проверенной, качественной, питательной домашней еды. Зачем покупать промышленное питание? Для экономии времени? Супруг в этом вопросе называет меня экстремистом. Считаю, что в жизни есть место героизму (улыбается) Особенно, когда знаешь, что результат твоих усилий – здоровье твоих детей. Мне сложно представить, как что-то намешиваю детям. Недавно в руки попалась упаковка с детской кашей. Открыла, а оттуда повеяло прогорклым жиром. Не верю, что промышленная еда может быть лучше свежеприготовленной.

У нас трое школьников, со свободным доступом к покупке чипсов и конфет. На это сложно влиять, тотально контролировать уже не получится. Мы не запрещаем, проводим профилактические беседы. Демонстрирую им научные данные с инфографикой о том, как всё может грустно заканчиваться. Наши дети не пьют газированные напитки, могут попробовать в качестве развлечения. Дома практически нет такой еды.

О своём деле и материнском отдыхе

Л.: Было время сильного погружения в детей и это шло во вред. Как-будто растворяешься. Меня спасала постоянная интеллектуальная активность. Ездила учиться в Москву, Питер с детьми наперевес и в шесть месяцев, и в год, и в два. Уезжала сама. Это были те самые глотки кислорода, когда вынырнул и дальше погружаешься. Современным женщинам необходимо отдельное от семьи увлечение. Это тот якорь, который не даст буре тебя унести. Со старшей Машей прочитала о слингах. Пятнадцать лет назад это была редкость. Выучилась на слингоконсультанта, открыла ИП и продавала слинги в Минске. Когда запустили производство — выбирала ткани, цвета, занималась сайтом, подбирала фото. С тех пор выучилась на консультанта по грудному вскармливанию, закончила акушерский курс у сертифицированной американской акушерки Молли Калигер.

Активное родительство
Активное родительство

В детей на сто процентов не погружалась никогда. У меня всегда были какие-то занятия, своё дело. Мне не хватало обычного человеческого отдыха. В какой-то момент пришлось «насильственным» методом внедрять в жизнь маникюр, прогулки на воздухе и подобное. Редко выпадает день-два, когда дома нет детей и мужа, в эти дни ничего не делаю, замедляюсь. Есть правило: дверь в родительскую комнату закрывается на замок. Только вот кресло никак не куплю себе для эстетического отдыха.

О семейных взаимоотношениях, принципах воспитания

О.: Занятия детей — их решения. Хочется разглядеть, помочь и подсказать, как правильно. Мальчик гоняет мяч и говорит «я стану Месси». Может быть получится. Если за год взял второй разряд по шахматам, то больше шансов стать Каспаровым. Это только наше виденье. Дети занимаются тем, чем считают нужным, даже если мы с этим не согласны. Пришли в секцию с Германом, начало получаться, а Вася не любит проигрывать. Когда Герман получил первый разряд, понял что «жизнь проходит мимо него» и он тоже быстренько взял четвёртый, третий и второй. Герман в первый же год съездил на «республику». Занял восемнадцатое место по быстрым шахматам. Шахматы закончились на том, что в прошлом году в лагере половина времени — футбол, половина — шахматы.

Олег, когда рассказывает о детях, воспитании, взглядах на жизнь, скромно улыбается. Иногда, пусть и серьёзным видом, шутит и от первоначального впечатления не остаётся следа.

Сказать, что планово с девятнадцати до двадцати совместные занятия? Такого нет. Когда понимаем, что подзапустили, отдалились от идеала и надо вернуться в какую-то точку – перезагружаемся. В той же учёбе. Уроки с ними не делаем — личное дело. Думал, когда же начну учить физику за девятый класс? Пронесло. Я-то знаю, что там уже ничего не помню. «Маша, разберись сама, листай два параграфа назад, повтори и найдешь ответы на вопросы». Надо не решить за него задачу, а помочь найти ответы и научить думать. В 99 случаев из 100 — работает. В этом функция взрослого.

Л.: У нас либеральное воспитание. Нет приказного: «Иди, помоги!» Я могу попросить: «Пожалуйста, давай ты не будешь шуметь». Может что-то упускаем, но жизнь расставит точки там, где нужно.

О.: В моей семье есть ещё брат и сестра. Почему четверо у нас? Я за продолжение рода во всех смыслах слова. В душе немножко Дон Карлеоне. (улыбается) Если обсудить вопрос усыновления, отношусь к этому… не положительно. Уважаю труд людей, которые решились на усыновление. Сам считаю, если ребёнок остался сиротой, надо чтобы забрали двоюродные… троюродные… десятиюродные… Верю в чувство родной крови. Считаю, что многое держится на нём. Я за семейные ценности. Старшая Маша приняла идею, знает всех родственников.

Активное родительство
Активное родительство

О.: Надеюсь, что мои дети считают беларускую мову – роднай мовай. Когда звучат разговоры: «Зачем? Лучше польский сразу учить». Можем говорить на многих языках, переезжать из одной страны в другую. Моё мнение – в беларускай мове содержится культурный код. У представителей одного народа в языке всё наследие. Специально возили детей в третью гимназию, потому что там начальное образование на беларускай мове. «Дзе мой дзённік» – как бальзам. Прививку сделали – ты представитель этого народа.

Л.: Когда дети внутри семьи, они что-то решают или делят между собой. Дружные, когда остаются одни. Переживают друг за друга это точно.

Об активном родительстве

О.: Активный родитель, тот которому по жизни что-то надо. Который сам ходит на курсы и учится. Это скорее про активную жизненную позицию. Вот в шахматах с детьми научился играть до четвёртого разряда.

Л.: Когда есть дети, приходится искать активную позицию. Когда ты понимаешь, что они смотрят на тебя, то относишься ответственнее. С взрослением детей убеждаемся, что воспитать можно только личным примером. Внутри присутствует желание сделать детей лучше. Хочется дать им больше. Здесь место героизма — активничаешь для детей.

За время прогулки солнце зашло за горизонт и ветер стал холоднее. С Людмилой, Олегом и девочками идём в кафе греться. Мальчики решили поиграть на детской площадке. Пока ждём заказ, беседую с девочками.

Об отношениях в семье

Маша: Я старшая, а учитывая то, что младшие — мальчики, то бывает очень сложно. Не сказала бы, что меня слушаются. Только если Ева. Помогаю родителям, но не очень часто. Бывает присматриваю.

Ева: Я учусь набивать мяч. Мальчики меня учат, потому что я боюсь мяча. Делаю поделки и занимаюсь красками. Люблю играть в куклы и кубики, собираю пазлы. У меня есть розовый цветок, который растёт и растёт.

О драках

Ева: Драки иногда бывают, когда они расстроены. У нас наверху есть груша и брат её бьёт.

Маша: У нас бывает, что устраивается борьба.

Олег добавляет: Вася как-то решил, что повзрослел и стал равный мне. Начал учить, как деньги зарабатывать: «Ты глупый. Смотри есть много способов». Потом он решил, что самый сильный. Когда борешься понарошку, ребёнок решает, что это вся твоя сила. Месяц каждый вечер со мной боролся и приходилось чуть сильнее его поджимать. Пока не объяснил: «Вася, пока ты не сильнее меня. Когда-то будешь выше, сильнее, умнее меня. Будешь больше зарабатывать, но это время ещё не пришло. Мне казалось, что этот месяц тянулся бесконечно. Убедил его отложить вопрос силы на три-четыре года.

*Проект реализуется БрГО ОО “ХСВМ” при поддержке Программы малых грантов Посольства США в Республике Беларусь

Фото из архива героев, фотограф Карина Ющенко

Подписаться
Уведомление о
guest
2 комментариев
старее
новее большинство голосов
Inline Feedbacks
View all comments
Наталья
Наталья
4 лет назад

Замечательная семья!!! Отличная статья

Катя
Катя
4 лет назад
Reply to  Наталья

Семье передам. Мне приятно. Спасибо.