Несколько лет назад было принято решение о переносе брестского речного порта в район деревни Ямно. Безусловно, это правильное решение по многим причинам. Вместе с тем город лишится части своей истории. И не только город. Брестский речной порт – знаковое место для нашей семьи. Его создателем и первым начальником был мой дедушка, Харичков Владимир Николаевич. Он отдал порту 22 года своей жизни. После выхода на пенсию дедушка написал воспоминания, в том числе и о том периоде. Мне кажется, сейчас самое время вернуться на 66 лет назад и рассказать его словами, как все начиналось.
«Р. каждую ночь разговаривал с Москвой. Но вот потерпел несколько дней, остался со мной и Володей и говорит: «Александр Васильевич (Вахтулов, замминистра морского и речного флота) приказал срочно разработать мероприятия, чтобы прекратить лихорадку в работе порта – можно ведь работать лучше». В общем дал нам срок к вечеру. Мы с Володей давно решили, что главное – избавиться от «москвичей», но как это сделать, я хотел сказать Р., а Володя отговаривает – будет неприятность, хватит тебе. Ну а тут как-то к слову пришлось: «Николай Павлович, главное мероприятие у нас есть, а остальное будет к вечеру». – «Какое?» – «Давайте я вам отмечу командировку и товарищам из министерства и пароходства тоже – спасибо за помощь, дальше справимся сами». […] Я стоял на своём. Собрал он всю «компанию» и запретил вмешиваться в оперативную работу, а на завтра приходит утром, улыбается: «Завтра приедет Г., а послезавтра мы уедем». Дал ему денег на билет – ему взяли в мягкий вагон – и расстались друзьями.
У меня уже появилась машина «Победа», так что я его проводил на вокзал, посадил в вагон, прощаюсь. «Ты чего-то торопишься, посиди», – открывает чемодан, достает «Столичную». – «А ты открой консервы». Вот мы с ним «тряхнули» как следует и, надо сказать, что до сих пор в самых хороших отношениях и он нам всегда оказывал большую помощь.
По поводу инцидента с замминистра Н. Был у нас такой крановщик Павел Ш. и инженер-механизатор С. […] И вот что-то они не поделили. Я при сем не присутствовал, это было в 1950 г., а весной 1951 г. в Гомеле был актив, который проводил Н.
На активе выступил С. и, по своему обычаю, сутрировал свой спор с Ш., заявив: «В брестском порту существует уверенность, что механизмы даются порту для того, чтобы их ломать, а потом ремонтировать». Ну и т.д. и т.п. Когда получил слово я, то бросил реплику в адрес С., что-то вроде: «Все его знаете. Отвечать ему и спорить не собираюсь». Ну, стал высказывать то, что считал нужным. Тут Н. меня прерывает: «Это у вас в порту считают, что механизмы для того, чтобы их ломать?» – «В семье не без урода». Н. начал задавать вопрос за вопросом, я не стерпел и говорю: «Товарищ замминистра, я не докладчик и поэтому вопросы мне не задавайте, вы меня все равно не собьете. То, что я хочу, все равно скажу. Кончится актив – я к вашим услугам». Вопрос шел о том, что нам дали механизмы, негодные для нас. Их надо было заменить.
Видимо, со зла Н. в своем выступлении большую часть говорил обо мне, именно обо мне, а не о работе порта. Я после окончания актива попросил слово для справки, разъяснил еще раз, в чем дело, и, между прочим, сказал: «Для того чтобы понять нужды порта, не нужно быть замминистра. Надо знать элементарные требования по работе порта, и весьма печально, что товарищ Н. их не знает».
На завтра меня – в кабинет Г. на ковер и Н. пристал ко мне как репей. Однако у меня были необходимые расчеты и он доказать ничего не смог, перешел на крик, а я ему в ответ: «Не орите, вы не на базаре. А об этом разговоре в таких тонах доложу министру, а если понадобится, то и в ЦК ВКПб – в общем в таком тоне я с вами разговаривать не собираюсь». Повернулся, хлопнул дверью и ушел. Министру я не звонил, но доложил в обком и просил переговорить с министром, а сам поговорил только с начальником главка. Надо сказать, очень быстро все ненужное у нас забрали и дали такие машины, которые нас устраивали до окончания строительства порта.
Однако меня, по-моему, до 1952 г. не утверждали в должности и звании. Оказывается, Н. пытался несколько раз от меня освободиться, и только когда К. заявил, что согласится на замену, если Н. сам сядет на мое место – прекратил свои попытки, срочно утвердил и присвоил звание капитана 3 класса. […]
В 1951 г. был организован стройотряд, который и приступил к строительству порта. Первое, что мы построили – вернее, собрали – это два стандартных домика на ул. Халтурина, начали строить общежитие и дом на ул. Пушкинской, 4. В 1951-1952 гг. мы планы еще не выполняли, а порт был планово-убыточным предприятием. В середине 1953 г. произошло вполне благоразумное мероприятие – Верхне-Днепровское речное пароходство было ликвидировано и объединено с Днепровским. В 1953 г. порт впервые выполнил план и закончил год с прибылью, а в 1954 г. был пущен первый портальный кран».
Первая часть воспоминаний. Вторая часть воспоминаний. Третья часть воспоминаний.
Анастасия Филюта, Natatnik
[…] Первая часть воспоминаний. Вторая часть воспоминаний. Четвёртая часть воспоминаний. […]