Несколько лет назад было принято решение о переносе брестского речного порта в район деревни Ямно. Безусловно, это правильное решение по многим причинам. Вместе с тем город лишится части своей истории. И не только город. Брестский речной порт – знаковое место для нашей семьи. Его создателем и первым начальником был мой дедушка, Харичков Владимир Николаевич. Он отдал порту 22 года своей жизни. После выхода на пенсию дедушка написал воспоминания, в том числе и о том периоде. Мне кажется, сейчас самое время вернуться на 66 лет назад и рассказать его словами, как все начиналось.

«Р. каждую ночь разговаривал с Москвой. Но вот потерпел несколько дней, остался со мной и Володей и говорит: «Александр Васильевич (Вахтулов, замминистра морского и речного флота) приказал срочно разработать мероприятия, чтобы прекратить лихорадку в работе порта – можно ведь работать лучше». В общем дал нам срок к вечеру. Мы с Володей давно решили, что главное – избавиться от «москвичей», но как это сделать, я хотел сказать Р., а Володя отговаривает – будет неприятность, хватит тебе. Ну а тут как-то к слову пришлось: «Николай Павлович, главное мероприятие у нас есть, а остальное будет к вечеру». – «Какое?» – «Давайте я вам отмечу командировку и товарищам из министерства и пароходства тоже – спасибо за помощь, дальше справимся сами». […] Я стоял на своём. Собрал он всю «компанию» и запретил вмешиваться в оперативную работу, а на завтра приходит утром, улыбается: «Завтра приедет Г., а послезавтра мы уедем». Дал ему денег на билет – ему взяли в мягкий вагон – и расстались друзьями.

Харичков, порт, история Бреста, воспоминания
Харичков Владимир Николаевич.

У меня уже появилась машина «Победа», так что я его проводил на вокзал, посадил в вагон, прощаюсь. «Ты чего-то торопишься, посиди», – открывает чемодан, достает «Столичную». – «А ты открой консервы». Вот мы с ним «тряхнули» как следует и, надо сказать, что до сих пор в самых хороших отношениях и он нам всегда оказывал большую помощь.

По поводу инцидента с замминистра Н. Был у нас такой крановщик Павел Ш. и инженер-механизатор С. […] И вот что-то они не поделили. Я при сем не присутствовал, это было в 1950 г., а весной 1951 г. в Гомеле был актив, который проводил Н.

На активе выступил С. и, по своему обычаю, сутрировал свой спор с Ш., заявив: «В брестском порту существует уверенность, что механизмы даются порту для того, чтобы их ломать, а потом ремонтировать». Ну и т.д. и т.п. Когда получил слово я, то бросил реплику в адрес С., что-то вроде: «Все его знаете. Отвечать ему и спорить не собираюсь». Ну, стал высказывать то, что считал нужным. Тут Н. меня прерывает: «Это у вас в порту считают, что механизмы для того, чтобы их ломать?» – «В семье не без урода». Н. начал задавать вопрос за вопросом, я не стерпел и говорю: «Товарищ замминистра, я не докладчик и поэтому вопросы мне не задавайте, вы меня все равно не собьете. То, что я хочу, все равно скажу. Кончится актив – я к вашим услугам». Вопрос шел о том, что нам дали механизмы, негодные для нас. Их надо было заменить.

речной порт, история Бреста, воспоминания

речной порт, история Бреста, воспоминания

Видимо, со зла Н. в своем выступлении большую часть говорил обо мне, именно обо мне, а не о работе порта. Я после окончания актива попросил слово для справки, разъяснил еще раз, в чем дело, и, между прочим, сказал: «Для того чтобы понять нужды порта, не нужно быть замминистра. Надо знать элементарные требования по работе порта, и весьма печально, что товарищ Н. их не знает».

На завтра меня – в кабинет Г. на ковер и Н. пристал ко мне как репей. Однако у меня были необходимые расчеты и он доказать ничего не смог, перешел на крик, а я ему в ответ: «Не орите, вы не на базаре. А об этом разговоре в таких тонах доложу министру, а если понадобится, то и в ЦК ВКПб – в общем в таком тоне я с вами разговаривать не собираюсь». Повернулся, хлопнул дверью и ушел. Министру я не звонил, но доложил в обком и просил переговорить с министром, а сам поговорил только с начальником главка. Надо сказать, очень быстро все ненужное у нас забрали и дали такие машины, которые нас устраивали до окончания строительства порта.

Однако меня, по-моему, до 1952 г. не утверждали в должности и звании. Оказывается, Н. пытался несколько раз от меня освободиться, и только когда К. заявил, что согласится на замену, если Н. сам сядет на мое место – прекратил свои попытки, срочно утвердил и присвоил звание капитана 3 класса. […]

Харичков, порт, история Бреста, воспоминания
С немецкой делегацией.

В 1951 г. был организован стройотряд, который и приступил к строительству порта. Первое, что мы построили – вернее, собрали – это два стандартных домика на ул. Халтурина, начали строить общежитие и дом на ул. Пушкинской, 4. В 1951-1952 гг. мы планы еще не выполняли, а порт был планово-убыточным предприятием. В середине 1953 г. произошло вполне благоразумное мероприятие – Верхне-Днепровское речное пароходство было ликвидировано и объединено с Днепровским. В 1953 г. порт впервые выполнил план и закончил год с прибылью, а в 1954 г. был пущен первый портальный кран».

речной порт, история Бреста, воспоминания

речной порт, история Бреста, воспоминания

Первая часть воспоминаний. Вторая часть воспоминаний. Третья часть воспоминаний.

Анастасия Филюта, Natatnik

Подписаться
Уведомление о
guest
1 Комментарий
старее
новее большинство голосов
Inline Feedbacks
View all comments
trackback

[…] Первая часть воспоминаний. Вторая часть воспоминаний. Четвёртая часть воспоминаний. […]