Обязательно ли быть искусствоведом, чтобы отличить рококо от барокко, а сентиментализм от реализма? Олег Липский сделал небольшой лайфхак и попытался представить направления простым языком.

Барокко (жемчужина неправильной формы, склонность к излишествам).

Лютер и Коперник потрясли общественные устои. Теперь всё – лишь видимость, мы находимся между явлениями, которые не можем понять. Мы и всё, и ничто. Распространение идей механицизма (мир как механизм) и деизма (Бог/Творец/Демиург/Великий часовщик создал мир и (почти) не вмешивается в него). Богу не молятся, его познают Разумом и учатся у него.

Размах, слитность, кривизна, текучесть линий. Волюта – спиралевидный завиток с «глазком» в центре. Маскарон – украшение здания в виде головы. Кариатиды и Атланты – скульптуры-колонны женщин и мужчин, как декоративные, так и функциональные. Деревянные скульптуры с стеклянными глазами. Бернини, Глаубиц и Растрелли.

Полы в виде шахматных досок. Зеркала с растительным орнаментом по краям. Мраморные стены. Настенная роспись. Позолота. Большое количество зеркал.

Начало расцвета французского (регулярного/геометрического) парка с чёткой геометрией. Версальский парк.

Цветастость, динамика, пышность. Рубенс и Караваджо.

Нарочитая пышность, неудержимая роскошь. Вместо паломничества – променады. Вместо турниров – карточные игры. Карусели и фейерверки – бесконечный праздник. Вместо мистерии – бал-маскарад. Женщины стараются казаться старше, идеал – 30-летняя дама. Мужчинам больше не нужна сила, ведь есть огнестрельное оружие. И в эту, и в последующую эпоху идеал человека – сибарит, чьи доходы позволяют ему не работать и не думать о будущем. Второй уважаемый тип человека – путешественник.

Яркие представители в музыке – Вивальди, Бах, Гендель.

Мир – сон и аллюзия. Жеманность, напыщенность и туманность. Переизбыток антитез, аллегорий, параллелизмов, оксюморонов. Стихи могут изображаться в форме какой-либо вещи.

Рококо (раковина).

Вечная молодость, детство. Нарочитая любовь к простоте и пейзанам (крестьянам), впрочем, не имеющая почти ничего общего с реальной жизнью низших слоёв. Стремление к играм, комфорту и вычурности. Пренебрежение к красоте, которая лишь воля случая. Любовные игры усложняются: сигналы мушками, веерами, цветами. Все женщины будто девочки. Гедонизм и инфантилизм. Расцвет Галантного века.

Классицизм (образцовый).

Тяга к античности. Вера в Разум, идеи Просвещения. Осевая симметрия. Купол ротондо. Статуи современников в виде античных героев. Из палладианства в ампир, сохраняя симметрию.

Яркие представители в музыке – Моцарт.

Единство места, времени и действия в литературе.

Сентиментализм (чувство).

Разочарование в цивилизации, стремление к уединению. Уход от прямолинейности и рационализма. Культ природы, культ чувств, культ любви. Развитие идеи о том, что низшие слои населения духовно богаче и чище аристократии. Чувства важнее разума.

Романтизм (роман или романс).

Простота и доброкачественность в вещах на смену красоте и роскоши. Засилье шкафов и комбинированной мебели. Стремление к живости и некоторой нервозности в живописи. В музыке главное – это глубина духа (Бетховен). Бунтарство, пантеизм (Бог-Природа), созерцательность, тяга к фольклору. Байронический герой: харизматичный, образованный, загадочный. Высокомерный циник с тёмным прошлым, популярен у женщин. По сути, разочарованный скиталец.

Реализм (действительный или вещь).

Обострённые психологизм и трагизм. Верное воспроизведение действительности, но копирование не самоцель. Смысл в срыве оков классицизма и идеализирующих направлений после него. Высшая точка – натурализм.

Модернизм (современный или недавний).

В живописи – сюрреализм, импрессионизм, дадаизм. Характерная черта дадаизма – коллаж. Дадаизм – предвестник перехода к постмодернизму. В литературе (частично в живописи) – футуризм, символизм, акмеизм.

Футуризм. Не содержание, а форма. Агрессия. Картины с изображениями машин, пароходов, поездов. «Улица входит в дом» (Умберто Боччони).

Акмеизм. Возникает в России. Противостоит символизму. Предметность. Самоценность слова. Ясность.

Символизм. По словам Троцкого, символисты хотят забыться и оказаться по ту сторону добра и зла. Символика, намёки, туманность, подтекст.

Появляется литературный приём “поток сознания”.

В архитектуре господствует рациональный подход к использованию пространства и стремление использовать самые современные материалы. Функциональность зданий.

Фото: wikimedia.org

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

 
 
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments