Для тех, кто думает, что в Бресте гостям нечего показать кроме крепости, предлагаем шпаргалку для прогулок с акцентом на архитектуру дореволюционных времён. В составлении нам помогла старший преподаватель кафедры инженерной графики БрГТУ и экскурсовод Татьяна Шевчук.

Предлагаем совершить своеобразное путешествие в прошлое. Заламывать руки и говорить манерным голосом не рекомендуется. Повествовать обо всём как бы между прочим приветствуется. Дорога — 60 минут. Дождаться своего заказа в кофейне — 7 минут. Остановиться, чтобы всё рассмотреть — 15 минут. Впечатления от города — бесценны. И пусть Брестская крепость станет не единственной точкой прогулки, а финальной.

В путь! Стартуем с пешеходной Советской.

Аптека Гринберга (Советская, 101). Модерн

Аптека Гринберга, Брест

Здание аптеки Гринберга построено в 1925 году. Это модерн – лишь намёк на колонны, полукруглый карниз, обилие металла, лёгкие окна, деформированные арки. Характерны растительные мотивы для декора. Это здание никогда не меняло своего предназначения: здесь всегда была и есть аптека. Внутри есть музейная комната, в которую можно попасть, предварительно позвонив руководству аптеки (8 0162 20-54-92).

Аптека Гринберга, Брест
Аптека Гринберга, Брест
Аптека Гринберга, Брест

Дойдя почти до конца Советской (а вдруг твои друзья захотят зайти в ботанический сад?), обрати внимание компаньонов на новые объекты.

Свято-Николаевская церковь (Советская, 10). Псевдорусский стиль

Свято-Николаевская братская церковь

Свято-Николаевская братская церковь

Была построена после пожара 1895 года взамен сгоревшей братской церкви на пожертвования горожан и моряков тихоокенского флота, в память о погибших в русско-японской войне. Задумывалось, что храм должен напоминать большой корабль.

Здание относится к псевдорусскому стилю, направлению эклектики, характерному для того времени. Здание церкви напоминает сказочный терем — это обращение к русскому зодчеству. Богато декорированный кокошниками и лопатками с филёнками фасад, что весьма типично для псевдорусского стиля. Примечательно, что по канонам синие купола со звёздами венчали храмы в честь Богородицы: звёзды символизировали рождение Христа.

Здание мужской гимназии (Мицкевича, 28). Кирпичный стиль

С развитием промышленности возникла необходимость в новой архитектуре, где здания возводились бы достаточно быстро, технологично, но обладали бы выразительностью. Кирпичный стиль подходил под эти критерии. В нём комбинировались различные направления, но иногда просто использовались декоративные свойства кирпича без привязки к определённому стилю: кирпич и сам по себе неплохо смотрится.

В кирпичном стиле строились не только гражданские здания, но и, к примеру, некоторые из построек железнодорожного вокзала, часть здания железнодорожной больницы, детская поликлиника. Кирпичный стиль иногда называют «промышленной готикой», потому что он часто использовался при строительстве заводов.

Гимназия построена в начале 20 века, причем изначально в ней было два этажа. Третий был достроен в 1955-1960 годах.  Декоративные элементы: фигурный карниз, фронтоны в виде пинакелей, циркульные и полуциркульные завершения оконных проёмов и ризалиты.

Сейчас здесь расположены учебные кабинеты факультетов БрГУ.

Поворачивай налево и двигайся в сторону парка, продолжая свой рассказ.

Брестский областной психоневрологический диспансер (Советская, 13). Поздний классицизм

Двухэтажное прямоугольное здание с двускатной крышей. Вход в виде портика. В позднем классицизме стремились к упрощению форм. Например, если колонны, то без канавок, всё строго и лаконично. Оба здания принадлежали дворянину Павлу Ягмину.

Дошли до перекрёстка улицы Ленина и улицы Мицкевича? Приготовься говорить без умолку. С чего начать свой рассказ, с классицизма или с “польского периода”? Читай и решай.

Костёл Воздвижения Святого Креста (Ленина, 34). Классицизм

Костёл Брест

Построен в 1856 году. Здесь наблюдается строгость линий, разделение фасада пилястрами на три части по вертикали, а по горизонтали идут профилированные карнизы. Завершён фасад двумя башенками и аттиковой стенкой. Такие храмы более характерны для беларуской архитектуры. В конце 19 века шло развитие национального движения и обращение к национальной архитектуре.

Польский период

После Первой мировой войны Брест был очень сильно разрушен: русское командование при отступлении применило тактику выжженной земли. По Рижскому миру 1921 года Западная Беларусь отошла польскому государству, Брест стал называться Брест над Бугом. Польское правительство стало восстанавливать город. 29 августа 1921 торжественно был заложен первый камень колонии переселенцев, колонии Нарутовича. Городская власть объявила о начале восстановления Бреста над Бугом.  К тому времени сильно сократилась численность жителей, но с течением времени сюда вернулись беженцы, и вскоре здесь проживало уже около 30 тысяч человек. Остро поднялась проблема жилищного вопроса. Польские власти проектируют несколько колоний для своих специалистов, переселенцев из Польши: колонии Нарутовича (современная улица Левоневского), “Схрониско” (район ГОБК) и колония “Тартак” (современные улицы Веры Хоружей и Воровского). Польское правительство начало строить административные здания: Народный банк (нынешнее Главное управление Национального банка РБ по Брестской области), Полесское воеводство (нынешний Облисполком), больницы, театр, легкоатлетический манеж. Застраивалась буферная зона между Крепостью и старым городом. Осваивались незастроенные территории.

Доминировала эклектика с преобладающим неоклассицизмом, что заметно по зданию Народного банка (Ленина, 9). Каменный высокий цоколь, характерный для неоклассицизма; по угловой части мы видим и классические мотивы, и мотивы относящиеся к эпохе Возрождения, например, ротонды; здесь же есть колонны с ионическим ордером, фигурные сандрики с кронштейнами, овальные ниши, которые зачем-то закрасили.

Брест, банк, архитектура

Рядом здание Полесского воеводства (Ленина, 11), где совсем другая история. Это здание 1938 года относится к стилю “монументализм”. Создавалось оно в период тенденций к тоталитаризму. Монументализм отсылает нас к египетским пирамидам, к давлению государства над человеком. Сейчас тут расположен облисполком.

Облисполком, Брест.

На смену эклектике приходит ар-нуво, он же модерн. Считается, что это один из последних больших архитектурных стилей. Здание суда (Леваневского, 1) построено именно в этом стиле, для которого характерны большая высотность самого здания, высота окон, обращение к природным формам, а значит и некоторой асимметрии. Над входом в это здание мы видим греческий меандр.

суд на Леваневского, Брест

Двигайся дальше по улице Леваневского, но помни, что должен окольными путями привести своих товарищей к зданию театра, точнее, к пространству между ним и легкоатлетическим манежем.

Здания для польских специалистов, переселявшихся в Брест, проектировал варшавский архитектор Юлиан Лисецкий. В этой колонии Нарутовича, построенной в так называемом народовом стиле, сочетались мотивы классики, эпохи Возрождения и барокко. Доминировала концепция города-сада, поэтому возле каждого дома был сад, за которым владелец дома был обязан следить. Дома обладали всеми существовавшими на то время удобствами: отопление, канализация, водопровод. Больше, конечно, классических черт — колонны, портик, прямоугольный фронтон. При этом есть фигурный фронтон и круглые окна, которые относятся к барокко. Деревянные дома Юлиан Лисецкий проектировал в закопанском стиле: второй этаж поперёк первого, национальная польская архитектура перекликается с городским строительством. Самый яркий представитель — “дом со львом“.

Дом со львом, Брест Дом со львом, Брест

Ещё один популярный стиль — стримлайн: дома, напоминающие корабль. Для него характерны мягкие обтекаемые формы, повторяющие каплю воды; горизонтальные линии, которые придают динамику; угловые окна. Архитекторы были своего рода мечтателями.

Бывшее офицерское казино “Огниско(Леваневского, 7), которое было скорее клубом, а не казино. Позднее здесь была советская прокуратора, а теперь это здание принадлежит местному футбольному клубу “Динамо-Брест”. Здание относится к классике.

Казино на Леваневского

Для строений в народовом стиле авторства Юлиана Лисецкого характерны сочетание приземистого верха здания и высокой крыши, желательно с причудливой конфигурацией, что отсылает к барокко. Есть мотивы эпохи Возрождения — последовательный ряд арок. Деревянные дома строились в закопанском стиле: фигурная крыша, резные элементы на колоннах. Таблички со львами для нумерации домов придумал художник Вацлав Гусарски.

Здание гостиницы “Эрмитаж” (Чкалова, 7) постройки архитектора Чайковского является своего рода современной репликой стиля Юлиана Лисецкого. Детально были изучены чертежи Лисецкого и стиль был перенят отлично, дух шляхетности передать удалось.

Гостиница Эрмитаж, Брест

Манеж (Ленина, 23)

Манеж, Брест

Данный стиль называют брестским конструктивизмом, хотя это и очень спорное название. Конструктивизм возник в Советской России, в 1925 году был представлен на выставке в Париже. Довольно утилитарное направление, функциональное, упрощённое. Конструктивизм на Западе назывался функционализм. Ярким представителем конструктивизма в Польше, был Юзэф Барански, творивший в Бресте. В своих проектах он не был ограничен со стороны властей. Для конструктивизма характерны пять принципов, которые сформулировал Ле Корбюзье: свободный план, свободный фасад, дом на ножках, плоская крыша, ленточные окна. Всё это можно увидеть на примере здания Брестского академического театра драмы. Легкоатлетический манеж можно с натяжкой (есть элементы украшательства) отнести к конструктивизму.

Театр в Бресте
Театр в Бресте

Теперь нужно выйти на улицу Советских пограничников, чтобы по ней дойти до здания главпочтамта.

Улица Советских пограничников. Ампир

Здесь можно увидеть ампир, который пришёл на смену строгому классицизму. Он зародился во времена Наполеона во Франции с целью продемонстрировать величие наполеоновской империи. А здесь мы видим русский ампир: он мягче, романтичнее. Классическая рустовка здесь идёт уже не на два этажа, а на один. За счёт этого достигается лёгкость, а растительные мотивы в обрамлении окон смягчают картину.

Для ампира была характерны ордерная система, изображения львов, египетские мотивы. В ту пору уже не применялось дословное следование определённому стилю: например, ворота здесь в стиле модерн, о чём говорят растительные мотивы.

Главпочтамт (Машерова, 32). Классицизм

После строительства крепости в 1836 году, Брест был отнесён на 2 километра восточнее. Постройки, в основном, группировались на кобринском форштадте. Планировка для улиц была выбрана регулярная, на манер Петербурга. Если в Петербурге улицы сходятся к Невскому проспекту, то у нас они сходятся к улице Гоголя. Улицы прямые, параллельные и взаимно перпендикулярные образуют прямоугольные и трапецеидальные кварталы. Эта система планировки стиля классицизм, который был характерен для губернского города Российской империи середины 19 века. Классицизм – это регулярность, повторяемость элементов, как в размерах и пропорциях, так и во внешних деталях, например, облике фасадов. Также для классицизма характерна прямолинейность и лаконичность. К концу 19 века этот стиль начинает утомлять: ощущается казённость, глаз устаёт от непрерывно повторяющихся элементов.

Белпошта
Белпошта
Белпошта

Почта и почтовый переулок – типичный образец губернской застройки в Российской империи середины 19 века. Для него характерны прямые геометрические формы, декорирование фасада лопатками с рустовкой, профилированные карнизы, вход в виде портала. Отметим, что здания тогда в Бресте строились двух-трёхэтажные из-за близости крепости. Выше строить было запрещено.

Многие здания тогда строились деревянными. В дореволюционном Бресте около половины улиц можно было назвать замощёнными. Часто случались пожары. Освещение города в тот период — это газовые фонари. Не было водопровода и канализации. Воду брали, в основном, из Мухавца. К концу 19 века было лишь около пяти колодцев с водой пригодной для питья.

После разрушительных пожаров конца 19 – начала 20 веков всё чаще строили в камне. Дома, конечно, отличались. Те здания дореволюционного периода, что можно увидеть на улице Карла Маркса или на площади Свободы, относятся к парадной застройке. А уже дальше встречались сооружения более скромные. Причём иногда фасад дома и то, что можно было видеть во дворе, отличались разительно.

Свято-Симеоновский храм (К. Маркса, 84). Русско-византийский стиль

Свято-Симеоновский храм

Построен в 1865 году в русско-византийском стиле. Российское правительство стремилось укрепиться на землях Западной Беларуси, особенно, после восстания национально-освободительного 1830 года. Хорошей была идея преемственности православной церкви от Византии, обращение к византийским традициям. Очень интересна здесь купольная система — шатровое завершение помещается не на круглое основание, как в эпоху Возрождения, а на гранную поверхность. Характерная черта византийского стиля — это пересечение гранной поверхности с куполом. При этом здесь добавляется элемент русской культуры — кокошники в качестве обрамления, наличники над оконными проёмами в виде кокошников и филёнчатый парапет. В конце 19 века в Российской империи возник интерес к национальному наследию, к русскому зодчеству, и русско-византийский стиль, направление эклектики, смог соединить два наследия. Уставшие от классицизма жители Российской империи обратились в старину и занялись «цитированием» своего и чужого наследия.

Ну, вот и всё, миссия выполнена! Теперь можно и в крепость сходить. И не забывай, что там лучше воспользоваться услугами гида: и с точки зрения закона, и с точки зрения рассказа.

Фото Василия Бруха и Юрия Макарчука

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.