Какие сказки стоит читать, почему это полезно делать вместе с детьми и какой глубинный смысл кроется в историях народного творчества?

Natatnik поговорил с Галиной Любиной,  автором 11 книг по развитию ребёнка, Монтессори-педагогом и воспитателем высшей категории, много лет проработавшей на кафедре методик дошкольного воспитания БрГУ, и на основе беседы подготовил советы для родителей.

Зачем нужны сказки?

Если ребёнку не читали сказок, эмоциональный мир его может остаться узким. В сказке на подсознательном уровне происходит чувствование эмоций и впитывание нравственности в том возрасте, когда малыш осознанно ещё многого не понимает.

Сказки учат фантазировать, не останавливаться на бытовом уровне. Они развивают творческую жилку ребёнка. Делают этот мир чудесным, реально-нереальным. В тоже время каждый ребёнок в том мире обязательно представляет себя главным героем. И через сказку встречается со многими особенностями жизни, обогащаясь и приобретая опыт. Сказка – это профилактика. “Сказка – ложь, да в ней намёк…” Это так. Сказка – величайшая сила, и психологическая, и биологическая: у детей, слушающих её, меняется пульс. Сказка читается под ритм биения сердца.

Сказки можно классифицировать по разным критериям. По возрасту читателей – для малышей и детей постарше. По времени создания, и это важно, потому что большинство средневековых сказок имели другой смысл и вообще создавались для взрослых, а не для детей. По авторству: сказки разных народов, авторские и народные, адаптированные автором. Сказки разных народов сильно отличаются. В русских сказках кому достаётся счастье? Дураку, который лежал на печи. Народная психология отражалась в сюжете, где оправдывается лень. В немецких сказках такого нет. Побывав в Германии, понимаешь, почему: немцы – другие, к лени у них совершенно иное отношение. Поскольку через сказку происходит знакомство с нравственностью и народной мудростью, ребёнку обязательно стоит читать сказки того народа, к которому он принадлежит. Но и другие тоже полезны, чтобы показать, что мир может быть разным.

Читаем вслух

книги сказки

Учёные одного американского университета изучали чикагские семьи с просвещёнными родителями и нет. Оказалось, что просвещённые умеют с детьми общаться и разговаривать толерантно. А те слои населения, у которых был более низкий уровень образования, кричали на детей и практиковали уличительную педагогику. Заметь ошибку, скажи, накажи словесно или выпори. О чём бы люди не говорили – надо уметь общаться. Чтение вслух сказок и обсуждение их помогает наладить с ребёнком диалог.

Читая книжку, нужно посматривать в глаза ребёнку. А после прочтения – обсуждать. Спрашивать: “Что в сказке запомнилось?” Только не допрашивать, не насиловать и не заставлять. Чтение вместе с родителями важно и для понимания. Ведь у детей – совсем другое восприятие мира. В сказках многое неоднозначно, и задача родителя – направить ребёнка в рассуждениях, ответить на его вопросы.

Обращаем внимание на сюжет и героя

Век телевидения заставил детей страдать. Как удобно – посадить перед экраном, и ребёнок там живёт. Сказочных героев встречают не с мамой, а по телевизору. И какие там герои?

А ведь у ребёнка всегда есть ощущение, что главный герой – это он. Раньше такой персонаж обычно был положительным. С конца 80-х – начала 90-х он стал отрицательным. Из-за этого извращается понимание хорошего и плохого, впитанное в возрасте, когда у ребёнка ещё нет критического мышления.

В народных же сказках обычно главный герой – положительный и, несмотря на предательства, измены и подлости, выходит победителем.

Есть и другие сказки. У братьев Гримм бывают со страшным концом, сказки-страшилки. Многие дети их сюжеты не любят. Братья Гримм были филологами, записывали нянины сказки. Когда они закончились, писатели читали газеты и переделывали заметки из зала суда сказки для взрослых. Например, сюжет о том, как мачеха отправляет детей в лес. Он отражает особенности отношения к детям в средние века, когда они были обузой. Деторождение было огромным, а есть нечего. В Испании детей специально увечили и продавали в цирк. В Германии действительно отправляли в лес: а вдруг они там проживут?

Подбираем сказку под ребёнка

Родитель должен отбирать книги индивидуально для своего ребёнка. Сейчас дети часто эмоционально незрелые: поздно начинают говорить и думать. Да, дети многое знают, но связи между знаниями нет. Поэтому к выбору сказки нужно подходить, опираясь на уровень развития ребёнка. Некоторым детям можно прочитать рассказ Толстого про льва и собачку, потом сходить в зоопарк, обсудить. Другим такие книги стоит читать гораздо позже, для начала выбрать менее трагичные рассказы Толстого. Зная чувствительность и впечатлительность своего ребёнка, с помощью сказок и историй, пока ещё гуманных, можем подготовить его к тому, что бывает.

В сказках для малышей главный герой должен победить: “Ура, добро победило!” Причем малышами считаем не по паспортному возрасту, а по эмоциональному и нравственному, даже детей четвёртого класса. Дети постарше уже приобретают опыт разных неоднозначных ситуаций, например, что иногда хвалят вовсе не хороших детей. С ними можно читать сказку, которая не обязательно заканчивается победой добра, но должна поставить вопрос: “Почему так получилось?”

Читаем много раз одну сказку

Чтение одной и той же сказки много раз – это особенность восприятия малышей. Почему ребёнок просит ещё и ещё? Знакомый сюжет обеспечивает стабильность мира, ведь в сказке всё постоянно. Новая педагогическая теория РИЗ (теория решений изобретательских задач) предложила переделывать сказки, которые складывались веками. Но дети, которые уже знакомы с традиционным сюжетом, не принимают такие сказки. У ребёнка потрясающая память, и он хочет убедиться, что мир стабилен, мама так же любит, так же будет читать. При этом познавательный интерес у ребёнка велик, потом он всё равно попросит вторую сказку, третью.

Отбрасываем сложно читаемые сказки

Бывает, что сказка ребёнку не нравится. Частая причина: фонетическая или лексическая трудность. Многие слова в сказках – архаизмы, понятны только по контексту. В старых книгах были сноски, как это слово понимать. До 60-х годов во всех детских книгах было ударение. В 50-е убрали точки над ё. Теперь вместо молодЁжь, читают мОлодежь, вместо свЁкла – свеклА.

Ещё одна причина: ритм сказки не нравится. У многих авторских сказок нет ритма и мелодии. Попробуй прочитать сам, ещё и с выражением. Артикуляция невозможна! Сказку ребёнок слушает голосом мамы, её ритм: “жили-были… ” – это психологический гипноз. Не все авторские книги выдерживают его.

Выбираем иллюстрации

Иллюстрации – важная часть сказок сейчас. Их можно вместе рассматривать и обсуждать. Выбирать книгу по картинкам стоит вместе с ребёнком. То, что нравится родителям, может не заинтересовать детей. Например, творчество иллюстратора Татьяны Мариной.


Иллюстрации Татьяны Мавриной

Самые великие иллюстраторы сказок – это Васнецовы. Чистый реализм, который дети воспринимают хорошо.

Иллюстрации Васнецовых

А некоторым нравится Пикассо, они его понимают. Так что стоит прислушиваться к самому ребёнку. Дать ему возможность выбрать книгу, пролистав её. Вдруг он будет работать в художественной сфере? Возможно, уже сейчас у него формируется свой стиль.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

 
 

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о