“Реформа образования” — это словосочетание уже набило оскомину, но что, если речь пойдёт не о пятибалльной системе или о времени начала уроков? Сколько в Беларуси вузов и почему Беларусь от этого страдает? Вопрос “кто виноват” пропустим, а вот на вопрос “что делать”, попробуем ответить.

Скучные цифры, которые очень важны

Согласно планам приёма, все четыре вуза Брестской области в 2017 году были готовы принять на дневную форму обучения в 1,5 раза меньше человек, чем готов был принять БГУ (данные взяты с сайтов университетов).

БГУ
Фото http://canoeminsk2016.by

Казалось бы, всё логично, ведь население Минска и Минской области почти в 2,5 раза больше, чем население Брестской области. Но ведь мы сравниваем сейчас все высшие учебные заведения одной области с одним единственным вузом. А всего в Минске 29 вузов. Это больше половины всех вузов Беларуси.

Вы всё ещё надеетесь поднять регионы?

Внутренняя утечка мозгов и сосредоточенность кадров

Несложно понять, в какой город страны уезжает учиться и жить наибольший процент умных и амбициозных девушек и юношей. Причём это происходит каждый год на протяжении большого количества времени. Если сложить население пяти областных центров Беларуси, то получится всего лишь на тридцать с небольшим тысяч человек больше, чем население Минска (данные на начало 2017 года). Наверное, это немного неправильно. Чем дальше, тем хуже: кризис бьёт по регионам сильнее, а значит, молодёжь будет либо уезжать в столицу, либо уезжать за границу.

Абитуриенты
Фото Виктор Толочко https://sputnik.by/

Более того, концентрация вузов в Минске ведёт не только к переезду в столицу студентов, но и к концентрации там ведущих кадров в области образования. С одной стороны, плохо, что все едут в Минск. С другой стороны, в каждом областном центре есть свой “политех” или свой “пед”, а это разбрасывает кадры по всей стране. Стоит заметить, что и в Минске некоторые вузы копируют друг у друга факультеты и специальности, также размывая кадровые ресурсы. И это мы ещё не берём в расчёт десятки заведений профессионально-технического и средне-специального образования.

Ещё одна реформа образования

В Беларуси 4 медицинских вуза, 3 аграрных, 1 ветеринарный, 1 продовольственный, 1 спортивный. 10 вузов — 1 отдельный профиль, так называемое «хим-био». Надеюсь, никто не станет спорить с тем, что чем дальше, тем более «умным» становится спорт. Дело не только в пищевых добавках и препаратах, которые принимают профессиональные спортсмены: чем выше уровень спортсмена, тем более регламентирована его жизнь, тем чаще он видится с терапевтами и физиологами.
Это пример из одного профиля. Таких профилей я бы выделил 4:

1) классические вузы (искусство, культура, языки, общественные науки, экономика и т.д.);
2) хим-био;
3) физ-мат;
4) силовики (МВД, МЧС и Вооружённые силы).

Всего 4 профиля, но при этом специалисты сейчас разбросаны по всей стране. Необходимо создание кластеров, которые позволят каждому специалисту попасть в близкую ему среду, максимально в неё погрузиться. Не стоит, однако, забывать о конкуренции: если по каждому профилю будет примерно по три вуза, это с одной стороны сконцентрирует кадры, с другой стороны будет держать их в тонусе. При этом вузы не должны быть только в Минске. 12 вузов – 12 городов, в которые устремятся абитуриенты. 12 городов, в которые будет ехать примерно равное количество людей.

В идеале, чтобы при каждом вузе было 2-3 колледжа, в которых бы готовили специалистов (бакалавров) по тем же направлениям, что и в вузе. К примеру, если в Бресте будет классический вуз, то Кобрин, Каменец и Малорита должны получить по колледжу, в котором будут учиться юристы, экономисты, хореографы и музыканты. В Кобрине, Каменце и Малорите учатся бакалавры, а в Бресте — магистранты и аспиранты.

Каменец, Каменецкий район
Фото http://mareeva-irina.livejournal.com/

Географическая близость позволит одним и тем же преподавателям периодически вести лекции и семинары в каждом из учреждений, а студентам взаимодействовать друг с другом. Таким образом, мы получим уже 39, против сегодняшних 11, городов со студентами, не размазывая кадры. 39, а не 48, потому что колледжи при силовых вузах едва ли уместны. Конференции, открытые лекции, совместные проекты — всего этого станет больше и всё это станет качественнее. Не забывайте об одном из законов диалектики: количество переходит в качество. Концентрация ресурсов будет способствовать появлению большего числа выдающихся профессионалов.

О классических вузах

Вероятно, читателя могло насторожить то, что в одном вузе и культурологи, и историки, и экономисты, и языковеды. Но едва ли можно представить себе хорошего историка, который ничего не смыслит в экономике и полный профан в искусстве. Экономист-международник должен знать языки и хоть как-то представлять себе, что за общество в другой стране и какие у него законы. Эти профессии связаны друг с другом больше, чем кажется.

Необходимое условие

Эта реформа даст минимальный результат, если общество не заставит действующую власть изменить одно условие: в педагогику и науку будет идти мало талантливых ребят до тех пор, пока там не станут платить. Любой, кто работал с «чужими» детьми, знает, сколько это может стоить нервов. Одна только работа с детьми, не говоря про их родителей (которым вообще все должны), про администрацию, проверки и тонные бумажной работы. И любой, у кого есть такой опыт, понимает, что нынешние зарплаты педагогов способны убить желание работать даже у самого активного энтузиаста. Это лишь вопрос времени. Исключения, конечно же, есть, но ведь это исключения.

Послесловие

В случае реализации данной идеи, 39 из 115 городов Беларуси получат студентов, не потеряв в качестве образования и научно-исследовательской работы. Более того, преподавательские кадры не будут размыты по стране и при этом окажутся в конкурентной среде. Конкурентная среда будет как внутри самого учреждения, так и между каждыми из схожих по профилю вузов.

Кто-то может сказать, что эта идея утопична. Но едва ли она утопичнее нынешних проектов повысить образовательный уровень переходом на пятибалльную систему.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.