Из-за эпидемии коронавируса многие фирмы перешли на удалённую систему работы. Узнали у брестчан, как им работается из дома и вернутся ли они в офис после пандемии. 

Екатерина, начальник проектно-сметного отдела в ОАО «Спецавтоматика»

На удалёнку перешли в конце марта. Я подошла к главному инженеру и предложила проектировщиков перевести на удалёнку, т.к. наша работа не зависит от нахождения в офисе, он согласился.

Плюсы в том, что не надо тратить времени на дорогу с работы и на работу, и как-то работа делалась быстрее, у тебя есть поставленная задача, и по факту ты её сделал и как бы «свободен», планёрки по Skype тоже не проблема. Денег не тратится на обед, иногда не берёшь «собойку», а идёшь в кафе/столовую. Тут можешь придти на кухню и приготовить что-нибудь. Удавалось больше времени проводить с родными, хоть ты и на работе, но всё равно где-то чаю выпить вместе, поговорить.

Из минусов отмечу то, что появляется ощущение, что ты 24/7 на работе, частенько садилась за работу в нерабочее время и в выходные, наверное это ещё из-за того, что так думали и директор и главный инженер, звонить в нерабочее время стали чаще.

Что будет дальше, сложно сказать, но выход из удалёнки прошёл сложно. Появилось понимание, что время тратится впустую, а у меня это часа полтора только на дорогу. У работодателей было мнение, что на удалёнке мы не работаем, а «только и лежим на диване». Надеюсь, не все руководители такого мнения.

Отношение лично у меня стало лучше, нет растягивания задач на долгое время, как-то всё разложилось по полочкам (в должности этой совсем недавно). С моими подчинёнными тоже проблем не было, выполняли всё в срок, работа наладилась, изучали новые способы, программы для работы удалённо. Считаю, что этот опыт только на пользу и как-то надо уже доносить до своих руководителей, что не обязательно человек должен находится в офисе, чтобы выполнять свои обязанности.

Евгений, программист

На удалёнку в нашей компании перешли с середины марта. Это у нас необязательно, и часть людей осталась в офисе, но большинство переехало работать домой.

У нас не было проблем с переходом на удалёнку, потому что наши менеджеры находятся за рубежом. Звонки в Zoom или в Google meet – не новинка. Ещё нам разрешили воспользоваться всем, что есть на рабочем месте дома, я вот забрал второй монитор. Так что работодатель нас поддержал, да ещё и выбор предоставил, где работать.

Плюсы: дома работать хорошо, больше успеваю, потому что не трачу время на дорогу и можно больше тискать кошку. Заодно проверил себя на дисциплинированность. Также заметил, что сидя дома меньше трачу денег.

Из минусов: иногда не слежу за временем, и рабочий день получается не 8 часов. Режим сбился, но незначительно. А ещё скучаю по офису и коллегам.

Что будет дальше, я не знаю, да и гадать не хочется, приспособлюсь.

Игорь, начальник отдела продаж автозапчастей

Ещё в марте ввели контроль температуры сотрудников и температуры посетителей офиса, а также обязательные маски для посетителей. Антисептик везде, где только можно. Сразу было рекомендовано по мере возможностей воздержаться от личных встреч с клиентами. Клиенты в большинстве своём придерживались такого же принципа, предпочитая телефонные переговоры. Всем с признаками ОРВИ или после возможных контактов с больными COVID-19 строгая самоизоляция дома с организацией удалённой работы. Так как у нас офисы в нескольких городах, по мере увеличения заболеваемости переводили их на частичную удалёнку (то есть 2-3 дня работает одна часть сотрудников в офисе, следующие – другая часть), чтобы они не пересекались. Сейчас так работает брестский офис.

Из плюсов: можно спать дольше и после работы остаётся больше времени на себя и домашние дела.

Из рабочих минусов: сложности по организации удалённого доступа к рабочей информации, так как рабочие стационарные компы сотрудников домой не повезёшь, медленнее работа с отдельными приложениями из-за нехватки скорости интернета. Первое время были проблемы с выбором платформы для проведения собраний и планёрок (вайбер, зум, скайп, телефонная конференц-связь). Сейчас этот вопрос решён, не оптимально, но хотя бы однородно. Сложность за контролем коммуникации подчинённых с клиентами, так как звонки теперь с мобильных и запись разговора или лично его прослушать невозможно. Приходится опираться только на запись CRM или контрольные звонки.

Кроме того, часть подразделений или активности нельзя перенести в интернет, например, выписку накладных и отгрузку товара. При этом на сотрудников, оставшихся в офисе, выросла нагрузка по совершению подобных операций.

В целом, судя по компании и клиентам, думаю, что в дальнейшем многие будут расширять аутсорсинг и удалёнку, типа маркетинга, продаж, но не отдела отгрузок. Некоторые руководители будут работать чаще из дома, но в нашей сфере это не приведёт к глобальным изменениям.

Егор, программист

С 17 марта всем сотрудникам была предоставлена возможность работать удалённо. Даны чёткие инструкции о том, как будет организована наша работа в ближайшее время: фирма должна помочь с организацией для всех желающих, что включало в себя предоставление необходимой техники и необходимых прав доступа к корпоративным сервисам извне. Кроме того, было многократно упомянуто, что в случае любых проблем, как по работе из дома, так и со здоровьем, можно обращаться к HR’ам. Это очень правильный подход, так как среди сотрудников любой IT-компании всегда есть много молодых людей, которые ещё никогда в своей жизни не оказывались наедине с такими проблемами, которые несёт с собой эпидемия.

При любых симптомах заболевания было рекомендовано отказаться от посещения офиса, но такие рекомендации в принципе существуют всегда. Хотя очень многие к ним не прислушивались раньше. Я и сам «грешил» тем, что ходил на работу с кашлем, например. Тут всё просто: пока не столкнёшься с кучей материалов про вирусную и бактериальную природу простудных заболеваний, являешься бессознательным диссидентом. За 9 лет, что я работаю после университета, я ни разу не был на больничном. Когда бывало совсем плохо, брал отгулы или «за свой счёт». Но обычно любую болезнь переносил на ногах. Сейчас это воспринимается дико неуважительным по отношению к коллегам, чьё здоровье ставилось под угрозу одним лишь моим присутствием в кабинете рядом с ними.

Короче говоря, с 17 марта работаю из дома. За это время бывал в офисе где-то 3 раза: расписаться в отчёте по практике моих практикантов, расписаться в приказах и когда дома отключали воду на весь день.

В данной ситуации не совсем этично рассуждать о плюсах работы из дома. Я это воспринимаю как вынужденную меру. Я не стал оставаться в офисе, хоть и понимаю, что социальное дистанцирование кучки людей в масштабах всей страны всё равно не станет действенной мерой для торможения эпидемии. В конце концов, это моя жизнь, а не жизнь тех, кто принимает решения на высшем уровне. И было бы глупо идти против здравого смысла, оглядываясь на то, что кто-то там утверждает, что всё под контролем.

Раньше у нас на фирме не было возможности работать постоянно по удалённому доступу. Технически это можно было сделать, но разрешалось не чаще, чем раз в неделю. Так что опыт работы из дома у меня был.

Если уж попытаться выделить из этого какие-то очевидные плюсы, то на ум приходят факторы, которые являются плюсами для меня лично, а не для работодателя:

– Гибкий график работы;
– Произвольные перерывы, когда можно полежать на кровати и отдохнуть;
– Отсутствие необходимости добираться до работы и обратно. Город у нас небольшой, но от 30 минут до 1 часа всё равно уходило на дорогу. А если сюда еще добавить время на сборы утром, время на «отходняк» после прихода домой, то получается, что еще 2-3 часа в день ты тратишь не на себя;
– Постоянный доступ к любимым кошкам, которые совсем не против того, что люди по утрам никуда не уходят.

Одна из любимых кошек

Не хотелось бы причислять к плюсам возможность отлучиться практически в любой момент, но я скажу, что длительная работа из дома заставляет пересмотреть свои взгляды на то, ЧТО именно ты продаёшь работодателю: своё время или свой труд? Я не был любителем решать свои насущные проблемы в рабочее время, отлучаясь из офиса, и каждый раз испытывал стресс, если избежать временного ухода с работы было невозможно. Но как жить в мире, в котором все госконторы и даже многие торговые пункты работают до 17-18 часов? Сейчас же не является проблемой нормально спланировать свой день без спешки, зная, что ты всегда можешь успеть доделать то, что не доделал за день, например, ночью.

Я думал, что дома буду куда чаще отвлекаться, но вышло совсем наоборот. Оказалось, что на социальные взаимодействия уходит довольно много времени. В офисе очень много «соблазнов» вступить в диалог, который может затянуться. Работая на удалёнке, люди тщательнее готовятся к любому акту общения: заранее планируют созвон, либо же излагают свои мысли принудительно в письменной форме.

Стало ощущаться больше уважения в любом диалоге. Например, когда твой коллега сталкивается с какой-то проблемой и просит тебя о помощи, то в офисе он может просто позвать тебя к своему рабочему месту. Ему не обязательно вникать в проблему, ведь ты сейчас визуально всё оценишь и вынесешь вердикт, исходя из своего опыта. На удалёнке же нужно обрисовать проблему словами. А, как известно, «правильно заданный вопрос – половина ответа».

Банальные факты: у домашнего интернета нет никаких ограничений. Ты можешь слушать музыку без наушников. Ты можешь смело решать свои личные вопросы по телефону прямо на рабочем месте.

Минусов тут я вижу довольно много. Достаточно просто посмотреть на всю ситуацию глазами руководителя. Я отвечаю за работу небольшой группы людей и осознаю все риски удалённого процесса работы. Офис дисциплинирует. Когда человек постоянно находится в кабинете с 5-10 коллегами, он будет хоть как-то заставлять себя работать, даже если по какой-то причине в данный момент испытывает острое нежелание это делать. Если же человек с таким подходом к работе оказывается наедине с самим собой в тепличных домашних условиях, он может и «поплыть».

В моём проекте пока всё хорошо. Возможно, дело в том, что собрался хороший коллектив, в котором каждый осознаёт, что работа из дома – это не отпуск. И что в таких обстоятельствах надо дополнительно стараться, ведь, положа руку на сердце, работать стало проще. Глупо будет оправдывать свою неудачу тем, что теперь ты «вынужден» сидеть дома.

Если постараться найти минусы, то это будет следующее:

– Очень много технических сложностей в удалённой работе, особенно при наличии серьёзной политики информационной безопасности на фирме. Это накладывает свой отпечаток на скорость работы.
– «Атрофия социальных мышц». Ты перестаёшь интересоваться делами и настроением своих коллег. Они перестают спрашивать тебя о том же. Все постепенно отказываются от всего «лишнего» в общении, ведь это не нужно, когда ты используешь окружающих людей как инструменты.
– Сложно обучать новичков удалённо. Вот именно для таких ситуаций как раз было бы комфортным живое общение с возможностью демонстрации примеров, использованием доски и маркеров, подключением других коллег.
– Я стремлюсь фиксировать любую важную информацию в электронном виде, но даже меня уже достали все эти чаты. Когда какая-то проблема и ты находишься в кабинете, ты просто спрашиваешь у всех вокруг совета. Люди отвечают, потому что им это несложно. Когда задаёшь вопросы в чате, многие просто делают вид, что не видят сообщения, ведь если ты знаешь ответ, тебе его нужно будет как-то доступно изложить, а это многим лень делать. Проще проигнорировать.
– Со временем начинаешь замечать, что тебе не хватает каких-то слухов и сплетен. Ты не можешь случайно столкнуться с человеком, которого давно не видел, и спросить о его делах. Хотя я один раз столкнулся на обеде в магазине!

Уверен, что изменения неизбежны. Все, с кем я это обсуждал, сходятся во мнении, что за этим будущее. Конечно, нужны экономические исследования касательно эффективности удалённой работы, в которых нужно делать поправку на «вау-эффект» в первые месяцы. Человек всегда будет стремиться минимизировать затраты своих усилий. Следовательно, в длительной перспективе рассчитывать на сохранение высокой эффективности будет довольно наивно.

Возможно, кто-то подумает: «если в офисе я тратил половину всего времени на отвлечённые диалоги, митинги, чаи, поиск свободного туалета и т.д., то из дома я буду работать 4 часа и делать ровно столько, сколько успевал делать в офисе». А потом он же поймет, что всё, что он раньше делал за неделю, из дома можно сделать за пару выходных. Следовательно, зачем возвращаться в офис, если можно получить качественно новый уровень комфорта? Проведя аналогию с выражением «богатые становятся богаче, бедные – беднее», скажу, что те, кто работал хорошо, станут работать ещё лучше, а кто работал плохо, станут только хуже.

Вероятно, что к тому времени, когда работа по удалёнке станет неотъемлемой частью жизни всех, кто может себе такое позволить, должна произойти переоценка практически всего. И возникнет много вопросов:

Что должно быть с зарплатой сотрудников? Вроде как работодатель может позволить себе снизить издержки, но в то же время работник получает больше свободы. Как правильно оценивать эффективность работы? Брать за основу стандарты тех дремучих лет, когда мы были вынуждены ходить в офис? Или закрывать глаза на всё кроме итоговых показателей? Если заказчик согласен со сроком выполнения работы, имеет ли смысл контролировать занятость сотрудников весь этот срок? А что будет, когда заказчики начнут понимать, что, оказавшись в домашних условиях, люди могут работать быстрее?

Василина, обозреватель «Брестского вестника»

На удалёнку в газете перешли с конца апреля. Из плюсов отмечу, что ты не сидишь в офисе, когда работы нет. Любой сотрудник в шаговой доступности.

Минусы: хаос в вайбере, собрания на удалёнке, звонки в любое время суток, не все герои публикаций хотят встречаться лично (т.к. находятся на самоизоляции). Разбитый рабочий день и постоянное напряжение.

На удалёнке понимаешь, что в нашей работе ты занят, скажем двое суток: в них входит встреча с героем или событие, расшифровка записи в диктофоне, написание текста и вёрстка. Остальные часы, которые мы бы просидели в офисе, кажутся просто потерянными. И вероятно, что не одна я так думаю.

Подписаться
Уведомление о
guest
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments