Какие метаморфозы происходят в беларуском кино сегодня? Как кризис повлиял на становление беларуского авторского кино? Почему никто не верит в отечественный кинематограф? Эти и другие темы брестчане обсудили с жюри и организаторами конкурса Bulbamovie 11 августа.
Natatnik собрал самые интересные мысли и высказывания, озвученные во время встречи.
Гости:
Максим Жбанков, культуролог.
Антон Сидоренко, киноаналитик, кинокритик, журналист, блогер.
Леонид Калитеня, продюсер, который верит в беларуское кино, в которое никто не верит.
Наталья Бружник — административный директор фестиваля.
Несколько сумасшедших поляков и несколько шибанутых беларусов собрались 5 лет назад и придумали этот фестиваль. И то, что мы 6 лет уже существуем, наверное, говорит о том, что а) мы что-то делаем правильно, б) нам есть с чем работать, есть что показывать и есть о чем говорить. (М.Ж.)
За шесть лет существования фестиваля те, кто у нас делают кино, изменились кардинально. Тогда новой генерации технически адекватных молодых персонажей не было вообще. Тогда была ситуация полного нуля. Тогда только появлялись попытки прямой речи с небанальными героями, с небанальной подачей, с незашоренной, незамыленной, небанальной беларуской трактовкой экранной персонажей. Сейчас мы видим, как созрело на глазах экранное поколение. (М.Ж.)
Выросло новое поколение. Окончательно сдох Беларусьфильм, окончательно умер партизанский конвойный стиль. Он превратился в полную самопородию и неинтересен даже тем, кто его снимает. Это, во-первых. А во-вторых, сложилось новое поколение, которое в условиях этой смерти прежнего киностиля сформировалось как новая генерация криэйторов, как люди, владеющие новыми технологиями, люди насмотренные. Люди, знающие языки, поездившие по заграницам и имеющие нормальную линейку отсчета качества. Люди, внутренне более свободные, более независимые. Вот это новая генерация. Когда новые технологии встречаются с «новыми» мозгами, возникает новая киногенерация. (М.Ж.)
Те фильмы, которые к нам попадают на конкурс, можно разделить на три основные группы. Первая, самая нам симпатичная, но и самая ущербная – это самодеятельность. Спонтанное народное творчество. Чаще всего такие фильмы делают прекрасные дилетанты, которым очень хочется, но им не хватает (по объективным причинам) школы, образования, знания, техники. Они могут быть прекрасны и даже побеждать. Но нужно понимать, что эти фильмы не всегда будут отвечать минимальным стандартам, даже техническим. Вторая группа – это студенческие работы: курсовые, дипломные, этюдные. Ребята учатся, поэтому технически, чаще всего, это неплохо. Но по содержанию и оригинальности идеи это не срабатывает. И третьи – это работы несистемных авторов, которые уже получили образование, которые уже не дилетанты. (М.Ж.)
На конкурс в последний раз было получено порядка 60 работ. Это много для страны, в которой отсутствует киноиндустрия. (М.Ж.)
Будем говорить честно: беларуское кино – это то, что делается беларускими авторами. На самом деле все равно где, все равно как. Если автор беларускамоўны – гэта цудоўна, але не прынцыпова. То бок моўны маркер – гэта пажаданае, але не адзінае магчымае і, тым больш, не самае галоўнае. (М.Ж.)
Самая большая беда в Беларуси не в плохой погоде, плохих начальниках, а в отсутствии фантазии. Просто люди как-то стремятся все решить, не включая фантазию. У нас для производства кино есть все. У нас есть талантливые люди, у нас есть техника, у нас есть опыт. Нам фантазии только не хватает. (Л.К.)
Сейчас уже есть молодое поколение авторов, которые спокойно со своим айфоном делают качественное кино и заявляют о себе. (М.Ж.)
Есть такая дама, Александра Бутор. Это такое замечательное существо, которое сняло «Белые росы 2». Человек вроде как бы обучен, но я ничего более жуткого в течение последнего времени не видел. Это чистописание мертвое. То есть человека обучили, как ставить свет, и он решил, что знает, как снимать кино. (М.Ж.)
Представьте себе кинозал без зрителей. Само себя кино не смотрит. Кто-то должен приходить смотреть, получать удовольствие, злиться, плеваться поп-корном. (Л.К.)
Нужно смотреть беларуское кино. Того же несчастного Курейчика. Хотя бы для того, чтобы в дупель разругать и сказать ему это в лицо. Это полезно. Потому что, если этого нет, человек начинает думать, что он гений. Или думать, что он полный ноль. И то, и другое может быть неправдой. Всегда очень важен фидбэк. (М.Ж.)
Сейчас возникает принципиально новая ситуация. Масса независимых проектов запускается одновременно. В том числе они ищут средства через краудфандинг. Ситуация получается абсолютно уникальная: вы можете сами выбирать себе новое беларуское кино, которое для вас кажется классным. До настоящего времени такой уникальной возможности у обычного человека не было. (М.Ж.)
Всегда нужен уровень шлака. Одним артхаусом никто жить не будет. Нужны пустяки. (М.Ж.)
Можно гарантировать разнообразное меню, но нельзя гарантировать повального восторга. Самое нелепое, что я периодически слышу про национальные фестивали – это «Надо любить свое!». Надо любить хорошее. А вот чтобы понять, что такое хорошее, надо сходить на свое и выбрать из своего хорошее. А слепо любить свое – так мы недалеко уедем. Свое – это не алиби. Тем более сейчас появляются вещи, которые не стыдно любить. (М.Ж.)
У нас скверная киношкола. Спрошу так: какое последнее беларуское кино вы полюбили всей душой, искренне, в течение последний 10-15 лет? Вспомните? На ум, например, лично мне не приходит вообще ничего. И то, что большинство премьер Беларусьфильма становятся, к нашей общенациональной скорби, финансовыми провалами, четко ставит диагноз тому, что и как делается. Это означает, что у нас большие проблемы. (М.Ж.)
Вы знаете, меня тоже скверно учили в университете. Очень плохо. Но я как-то нечаянно стал человеком. (М.Ж.)
Скверная школа сама по себе не означает, что в рамках нее не могут появляться таланты, которые вопреки этой дурацкой школе, преодолевая этот информационный голод и стилистический абсурд, кристаллизуются, вырастают в личности. (М.Ж.)
Я не люблю дешевых отмазок. Есть отмазка номер один: не дают денег – не могу снять нормальное кино. Глупости! Вторая отмазка: что же делать, если в нашей стране это никому не надо? Глупости! Надо. Наши аншлаги на фестивале доказывают, что надо. Третья отмазка, самая дурацкая: все уже сделали в Голливуде, все уже придумали в России. Да глупости это все. И четвертая отмазка, самая нелепая: ну а что делать, если у нас плохое образование? А голова на что? Растите, работайте над собой. Понимаете, благоприятных обстоятельств не бывает нигде и никогда. Идеального образования не бывает нигде и никогда. Всегда автор прорастает сквозь абсурд, сквозь идиотизм, сквозь тупики повседневности, сквозь неблагоприятные политические, социологические, лингвистические условия. Автору, настоящему, всегда неудобно. (М.Ж.)
Все изменения и прогресс в кинематографе были связаны с развитием техники. Сейчас цифровая техника настолько подешевела и стала доступной, что процесс съемки и монтажа стал доступен любому человеку без преувеличения. То есть количество потенциальных режиссеров возросло. Раньше почему был короткий метр в приоритете у дебютантов? Потому что пленка стоила очень дорого. Сейчас вы можете снимать часами. (А.С.)
Люди не могут жить, не понимая кто они и где они. Иначе они едут воевать на Донбас, спасать морских котиков в Антарктиду. Если человек просто ест, то чем он отличается от домашнего животного? (Л.К.)
Нам про нас объяснить некому кроме нас самих. (М.Ж.)
Этот подъем в кинематографе появился в последние два года. Почему? Потому что по сути в стране кризис. И у страны нет времени что-то запрещать. (Н.Б.)
Подполье – это прекрасно, но пожизненное подполье – это уже приговор. (М.Ж.)
Справка:
Bulbamovie – фестиваль независимого беларуского кино, который с 2011 года проходит в Варшаве, а с 2015 года стал проходить на двух площадках: в Минске и в Варшаве.
В рамках встречи были представлены следующие картины, победители фестиваля прошлых годов:
— Татьяна Сецко «Не верю» (документальный, 2013 год, 35 мин)
— Алесь Лапо «Вандроўнік не вернецца» (документальный, 2012 год, 15 мин)
— Дмитрий Семенов-Олейников «Одной крови» (художественный, 2015, 15 мин)
— Андрэй Такінданг «Горад» (анимация, 2013, 4 мин)
— Мария Матусевич «Фокус» (анимация, 2013, 5 мин)
FOCUS from matusevich maria on Vimeo.
Виктория Гомолинская, фото автора, Natatnik
С удовольствием присутствовал на этой встрече — получил полную и исчерпывающую информацию о развитии всего кинематографа в нашем государстве. Теперь с интересом жду самого фестиваля Bulbamovie — 2016.