Несколько лет назад было принято решение о переносе брестского речного порта в район деревни Ямно. Безусловно, это правильное решение по многим причинам. Вместе с тем город лишится части своей истории. И не только город. Брестский речной порт – знаковое место для нашей семьи. Его создателем и первым начальником был мой дедушка, Харичков Владимир Николаевич. Он отдал порту 22 года своей жизни. После выхода на пенсию дедушка написал воспоминания, в том числе и о том периоде.

Мне кажется, сейчас самое время вернуться на 66 лет назад и рассказать его словами, как все начиналось.

Харичков, речной порт«Майским утром 1950 г. в чудесную погоду приехал в Брест, на перроне сталкиваюсь с Борисом К. […] и еще товарищами из Гомеля. Идем вместе через мосты по улице Ленина. После Мозыря Брест произвел на меня отличнейшее впечатление. Все в Бресте первый раз, ищем, ищем, где же пристань, кого ни спросим – никто не знает. Ну, спросили дорогу к Мухавцу, пошли, на углу Интернациональной и Сов. Пограничников видим – «главстаршина» набирает воду. Оказывается, начальник пристани. Повел он нас в домик, где теперь амбулатория, там нас встретил Борис Н., тогдашний начальник отделов портов пароходства, очень рад, что я приехал. Он очень боялся жить на границе – спал в кассе за решетками «под тяжелым столом» (там, где теперь зубной врач). Начали с осмотра в этом домишке всего, там, где приемная амбулатории, – кабинет начальника пристани (ломаный стол, закрытый грязным сукном, колченогий стул и пара садовых скамеек), в остальных комнатах живут рабочие […].

Сама пристань – откосный мощеный берег, довольно большой склад, занятый сахаросбытом, грузовой ж/д путь, весовой путь и вагонные весы. Штат: начальник – Я., кладовщик Д., сторож С. Саша. Захудалая пристань 3-го разряда. Правда, Н. из старых барж сделал две площадки для выгрузки руды. Подальше по Интернациональной – речная милиция и КГБ, еще дальше –маленькая амбулатория: один врач и сестра. Кроме того, в Бресте путейские мастерские, у них: клуб, детсад, лесопилка и два цеха из вагонки, складишко кузнеца деревенского образца, затона нет – там болото. Пристань подчинена Пинску. Н., торопясь уехать в Гомель в тот же день, знакомит меня с предгорсовета П. и его замом Л. и секретарем Гомель КПБ […].

Сделал маленькое переселение и занял комнату, где теперь процедурная, правда, на завтра утром является рыжий грузчик и имеет намерение прогнать меня, но потом все стало на свое место. К слову сказать, ключ подходил к двери только снаружи, а изнутри приходилось закрывать на крючок из гвоздя, собственно это был «символический запор от небольшого сквозняка», а вообще дверь открывалась от легкого нажима пальцем. На завтра уже сам пошел представляться секретарю Обкома КПБ тов. С. и Председателю Облисполкома Мирону Емельяновичу К. […]. Мирон-же Емельянович – это чудесный человек, старый подпольщик, умница и очень простой […]. Во всяком случае, несмотря на очень трудное положение, в частности с жильем в Бресте (а у меня по осмотру хозяйства вырисовалась важнейшая задача – где размещать работников), – мы довольно быстро нашли общий язык. В этот же день появилась на горизонте Тамара Андреевна в роли секретаря. Даже стола лишнего не было, приспособили какой-то ящик и садовую скамейку.

речной порт, история Бреста, воспоминания

Докладываю Г. о положении – прошу передать нам клуб и сразу заказываю в мастерских двухэтажные деревянные кровати, по сути дела нары. Ну а 06.06.50 г. появляется первая руда – то, что я видел в Мозыре: 4 трехсоттонника по 150 т руды (марганцевой). Заявили первые вагоны, и познакомился с начальником станции Брест-Центральный С. Он был замечателен тем, что чуть что, поднимал крик на весь Брест: в день собственноручно под копирку был в состоянии писать до 10 писем только порту с угрозами и предупреждениями. Правда, вагоны мы не грузили, а мучали, руду из барж носили вручную на носилках, так же позже выгружали уголь. Подадим вагоны на весы, а там не хватает или больше на 5-10 тонн, опять обратно и давай таскать из вагонов или в вагон, в общем «та работа».

речной порт, история Бреста, воспоминания

речной порт, история Бреста, воспоминания

Договорился с  Г. из Пинска, пригнали автокран на понтоне и гусеничный кран «фиоринтини» (итальянский), на плавкране крановщик П., он же «н-к механизации» – пришли к нам на работу механики […] – П. подучил их, стало легче. Плавкран выгружает на берег, а с берега в вагоны грузит «фиоринтина». Тут же через порт проходят две высоковольтные линии 3 тыс. кВ и 35 тыс. кВ: подует ветер, кран погонит на какую-нибудь линию – замыкание, огонь, искры, но как-то благополучно обходилось. Тут же в июне приняли клуб, детсад и одну трофейную машину с шофером Андреем Р. В клубе […] понаставили впритык деревянных коек в два этажа. Контору освободили. Есть место для кабинета (там, где врач, в большой комнате бухгалтерия, в процедурной – кадры, приемную и зубной – себе под квартиру)».

Вторая часть воспоминаний. Третья часть воспоминаний. Четвёртая часть воспоминаний.

Продолжение следует

Анастасия Филюта, Natatnik

Подписаться
Уведомление о
guest
2 комментариев
старее
новее большинство голосов
Inline Feedbacks
View all comments
trackback

[…] Первая часть воспоминаний. Вторая часть воспоминаний. […]

trackback

[…] Первая часть воспоминаний. Вторая часть воспоминаний. Третья часть воспоминаний. […]