Город, как живой организм, непрерывно развивается и трансформируется, и архитектурный облик Бреста приобретает всё новые черты. Вот уже советская эпоха отошла от нас на полстолетия. И архитектура времени “развитого социализма” стала историей. Что же осталось в городе из советского прошлого? Мы вновь отправляемся на прогулку по Бресту, чтобы вспомнить этапы строительства уже послевоенного города и посмотреть, что нам оставило в наследство то время.

Советской эпохе в Бресте предшествовал недолгий польский межвоенный период. Польские архитекторы стремились избежать в своих постройках ощущения временности новой власти, проектируя подчёркнуто уютные, живописные постройки, органично вписывающиеся в уже имеющуюся городскую среду. Польский период заканчивается приобщением горожан к общеевропейским тенденциям – брестским конструктивизмом.

Но история города вновь круто меняется. В 1939 году Брест стал советским. Ненадолго. Новые власти не успели развернуть масштабное городское строительство до начала Второй мировой войны, и новая градостроительная история началась здесь уже в послевоенное время. Пострадавший в годы войны Брест активно восстанавливают. В Советском Союзе ещё не успели сформироваться новые архитектурные направления, и градостроители обратились к довоенным образцам.

Постройки Бреста 1950-х – это откат назад, к традиционализму. В Советском Союзе конструктивизм, который на Западе назван функционализмом, оказался под запретом уже в тридцатые годы. Времени культа личности не нужна была демократичная архитектура. Новаторские и авангардные течения рассматривались как буржуазные. На смену конструктивизму пришёл помпезный “сталинский ампир“. В СССР стали бороться с “буржуазными формами”, с прямыми углами. Теперь уже величественные дворцы с пышным классическим декором больше подходили желаниям пролетариата, призваны были вызвать у граждан страны Советов гордость за великую державу. Сталинская архитектура всегда опирается на классику. По сравнению с периодом эклектики конца XIX – начала ХХ века, в котором также часто обращались к классическим образцам, присутствуют и новые черты: большой масштаб зданий, использование современных материалов.

В Беларуси самый органичный, цельный, по-настоящему достойный пример застройки в духе “сталинского ампира” – проспект Независимости в Минске. В областных центрах такого размаха, конечно, не было.

Сталинская архитектура в Бресте – это, прежде всего, железнодорожный вокзал. Основная перестройка и реконструкция началась с 1953 года по проекту инженера Пестракова. Стране Советов нужна была визитная карточка – западные ворота. По словам Сталина, в Бресте нужно было построить такой вокзал, чтобы была видна мощь и гордость Советского Союза. Брестский вокзал напоминает московские сталинские высотки. Центральная вертикальная ось – трёхъярусный объём – уравновешена осью горизонтальной: расходящимися в стороны крыльями, украшенными колоннадами. Декоративные элементы – рустовка фасада, профилированные карнизы, ажурные балюстрады наверху. Здание получилось лёгким и светлым. Советская символика на фасадах сдержанна и не перегружает постройку. Интерьер вокзала богато декорирован ценными породами мрамора, полированным гранитом и может рассматриваться как музей минералов.

Так как конструктивизм больше не отвечал задачам социалистического строительства, здания, выполненные в этой стилистике, перестраивались. Здание Брестского драматического театра было достроено и дополнено декоративными элементами. Вход был оформлен круглыми колоннами и ионическими капителями. Неоклассическая парадная часть закрыла прежний конструктивистский объём.

Театр, Брест

В 1950-х появилась и первая комфортабельная гостиница “Буг”. Здание полукруглой формы с классическими декоративными элементами: рустовка фасада по первому этажу, имитация колонн с капителями коринфского ордера, активные карнизы. Мы видим, что функция архитекторов сводится к стилизаторской работе.

Гостиница Буг

Сохранился и интерьер. Руководство гостиницы посчитало нужным оставить не только росписи и лепнину того времени, но и красные знамёна, призывающие вперёд, к светлому коммунистическому будущему.

Советская архитектура, Брест

С гостиницей “Буг” перекликается и здание нынешней хореографической школы по улице Советской. Активный классический декор фасада здесь дополнен массивным карнизом с балюстрадой. И всё-таки архитекторы старались не противоречить сложившейся исторической застройке. Схожие черты мы можем наблюдать в ампире дореволюционного Бреста.

Детская хореографическая школа, Брест

А что же жилая застройка? В 1948 г. в Брестпроекте разрабатывается генеральный план. Проектируются жилые кварталы. Построены дома небольшой этажности на Пушкинской, Комсомольской, Дзержинского, Советской, не нарушающие исторический ансамбль.

В 1950-х – 1960-х годах возведены комплексы жилых и общественных зданий на улицах Ленина и Московской. Оформляется площадь Ленина. Здесь строятся так называемые сталинки, достаточно комфортабельные жилые дома: большие комнаты до 20 м2, потолки около 3-х метров, раздельные санузлы, хорошая термо- и звукоизоляция. Сталинки и сейчас в вызывают интерес покупателей недвижимости и ценятся высоко.

сталинки на площади Ленина, Брест

В 1953 году сталинская эпоха закончилась. В ноябре 1955 года выходит Постановление ЦК КПСС и СМ СССР “Об устранении излишеств в проектировании и строительстве”, положившее конец стилю сталинской архитектуры. Практика украшательства была подвергнута резкой критике. В этот период начинается реабилитация конструктивизма.

На смену сталинскому стилю пришла функциональная типовая архитектура, которая с некоторыми изменениями дошла до конца существования советского государства. Происходит возврат к идее конструктивизма: форма здания опять стала определяться только внутренними функциями. Стремление к экономии привело к тому, что нивелировалась ценность архитектурного творчества, главной отныне признается роль строителя.

С развитием новых производств Брест из небольшого провинциального города становится крупным промышленным центром. Растёт и население, а с ним остро встаёт жилищная проблема. Формируется новая градостроительная политика – возведение дешёвого массового жилья. Бульвар Шевченко, Набережная, улица Гоголя застраиваются хрущёвками. Жители радовались отдельному жилью, пусть самому скромному: крошечные кухни, проходные комнаты, низкие потолки, совмещённые санузлы, плохая шумоизоляция. А коридоры и лестничные площадки местами были такими узкими, что на похоронах невозможно было вынести гроб. Проектировщики шутили: “Пусть люди получат хоть минимальные блага отдельной квартиры при жизни, а после смерти узкие коридоры уже не будут их волновать”. Но первые хрущёвки в центре строились из кирпича, были малоэтажными, плотность населения в них небольшая. И сейчас, после капитального ремонта, эти постройки приближаются к элитному жилью.

хрущёвка, Брест

При строительстве общественных зданий архитекторы стремились даже минимальными средствами создать выразительный облик. Дом политпросвещения (сейчас общественно-культурный центр) на площади Ленина перекликается по стилистике с конструктивистскими постройками польского периода.

ОКЦ Советская архитектура, Брест

На месте шестиугольной в плане синагоги в 1970-х годах был построен кинотеатр Беларусь. Фундамент синагоги сохранился. Он был окружён железобетонным каркасом с широкими застеклёнными проёмами. Внушительное по размерам здание выглядит достаточно лёгким. Внутри ажурные железобетонные рамы, веерообразные балки перекрытия. В оформлении интерьера использованы мрамор и гранит. После реконструкции здание крупнейшего городского кинотеатра смотрится достойно и современно.

Кинотеатр Беларусь Советская архитектура, Брест

В 1970-х годах создавались заводы железобетонных изделий, внедрялись в практику крупноблочные, крупнопанельные и сборные железобетонные конструкции. Это позволило перейти к сборному строительству, превратить строительную площадку в монтажную. Так появились многоэтажные дома. На Набережной это три двенадцатиэтажных дома-книги.

Дом-книга, Брест

Построенный на пересечении проспекта Машерова и бульвара Космонавтов протяжённый девятиэтажный дом с магазинами на первом этаже получился современным и выразительным.

Советская архитектура, Брест

Согласно генеральному плану 1965 года закладывается Восточный промышленный узел. На одной площадке концентрируется несколько промышленных предприятий. Проектируются ковровый и чулочный комбинаты, электроламповый завод и БЭМЗ. С развитием технологий повысилась выразительность промышленных объектов, что дало возможность использовать их в организации городского ансамбля. Уже в 1980-х годах стены бытовых корпусов Брестского электромеханического завода украсили мозаики из стекловидной смальты авторства художников-монументалистов Владимира Кривоблоцкого и Юрия Богушевича. Декоративные панно выполнены в технике византийской мозаики.

Бытовой комплекс №1 – “Земля, опалённая войной” с изображением защитников Бреста. Справа от главного персонажа изображены Холмские ворота, слева – советская мадонна. Полотно символизирует мужество и силу советского народа, победившего во Второй мировой войне.

Бытовой комплекс №1 – «Земля, опаленная войной», Брест, мозаика

Бытовой комплекс №2 – “Земля возрождённая”. Мозаика символизирует созидательный труд и посвящена раннему послевоенному времени. Мы видим большие натруженные руки крестьян и небесно-голубые глаза.

Бытовой комплекс №2 - "Земля возрождённая", Брест, мозаика

Бытовой комплекс №3 – “Процветание”. Мозаичное полотно посвящено высоким технологиям. Здесь же сюжет о мирном детстве, беларуский пантеон со Скориной, Купалой, Колосом, Богдановичем, Богушевичем, Пашкевич, Калиновским, Климуком. Мозаики получились фантастическими и смотрелись в техногенном духе того времени.

Бытовой комплекс №3 - "Процветание", Брест, мозаика

В 70-80-е годы мозаичными панно стали украшать торцы зданий, учебных заведений. Мозаика стала своеобразной “визитной карточкой” Советского Союза. Каждую можно долго рассматривать, находить новые сюжеты. Основные темы мозаичных панно – человек, наука, космос, материнство.

Характерна мозаика на стене ЗАГСа. Создатели в образах молодожёнов показали и национальные, и современные черты, отобразили темы рождения и воспитания детей. Качественные по исполнению, сбалансированные по цветовой гамме, даже при некоторой наивности сюжета, брестские мозаики, конечно, представляют художественную ценность.

Мозаика, ЗАГС, Брест

Кроме мозаик в декоре часто использовались и витражи. Художники искали в монументальном искусстве творческую отдушину. Выразителен витраж во Дворце культуры профсоюзов на улице Московской. Формы и линии немногочисленны, использованы простейшие геометрические примитивы.

витраж во Дворце культуры профсоюзов, Брест

витраж во Дворце культуры профсоюзов, Брест

На противоположной стене Дворца культуры – завораживающая мозаика из цветного стекла в национальной стилистике.

мозаика из цветного стекла в национальной стилистике, Брест

Сохранились два витража в полуциркульных нишах второго этажа кинотеатра Беларусь. Эти выразительные цветочные композиции, которые украшают интерьер.

По генеральному плану 1976 г. проектируются микрорайоны Восток, Ковалёво, Южный. Въезд в микрорайон Восток задумывался как ещё одни ворота в город, но уже со стороны Москвы. И здесь был необходим парадный ансамбль. В результате получилась ритмичная структура, чередование трёх пар двадцатиэтажек с двумя девятиэтажными домами между ними. Двадцатиэтажные дома выделялись на перекрёстках, стали опорными башнями микрорайона. А протяжённые девятиэтажки с пристроенными двухэтажными блоками общественного назначения получили название “Китайская стена”.

Двадцатиэтажные дома, Брест

К югу от улицы Московской со стороны Мухавца закладывалась общественная зона с парком, инженерно-строительным институтом, культурными сооружениями. Здесь был построен крупнейший в микрорайоне культурный центр. Простые ритмы, механические повторения одинаковых элементов, отсутствие декора – таковы основные композиционные средства Дворца культуры профсоюзов. Витраж и мозаика в интерьере интересны, но от внешнего облика здания веет застоем эпохи Брежнева.

Дворец культуры профсоюзов, Брест

Дворец пионеров (нынешний Центр молодёжного творчества) построен по проекту московских архитекторов и должен был ассоциироваться с пионерским костром. Сооружение носит черты тяжеловесного брутализма: мощный объем, подчеркнутая массивность конструкций и форм, сложность композиционного решения. Однако вычурное здание не пришлось по душе горожанам.

ЦМТ, Брест

К середине 1980-х советское общество, а с ним и архитектура очутились в глубоком кризисе. В Бресте строятся безликие жилые районы, дешёвое сборное жильё. На Востоке и в микрорайоне Ковалёво возводятся градостроительные комплексы – протяжённые многоэтажные жилые дома. Внутри таких ансамблей предусматривалось строительство детских садов, магазинов, культурных центров. Увы, ещё долгие годы дети в таких дворах играли среди торчащих из земли свай, оставленных советскими строителями.

Советская архитектура, Брест

Советская архитектура, Брест

Монотонные и унылые пространства жилой застройки на Востоке утомляли глаз.

Советская архитектура, Брест

Один из последних памятников социалистического строительства Физкультурно-оздоровительный комплекс. Впечатление от малоэстетичной формы сооружения усугублялось низким качеством строительных работ.

Физкультурно-оздоровительный комплекс, ФОК, Брест

Советский период в истории Брестской архитектуры завершился. Горожане, уставшие от серых, однообразных советских построек, хотели уникальности, образности, изгнанных из архитектуры много десятилетий назад. Удалось ли городскому строительству нового времени оправдать их ожидания? Это уже другая история…

Татьяна Шевчук, фото Инессы Пташкевич и Дениса Троцюка

Читайте также: Открывай и гуляй! Интересный маршрут по Бресту от Natatnik + карта

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

 
 

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о